Торгующие храмом. Кто и сколько зарабатывает на Исаакиевском соборе
Ситуация по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви продолжает нагнетаться. Вслед за администрацией города, директором государственного музея "Эрмитаж" и главами вузов Петербурга на сей счёт высказался и Российский комитет международного совета музеев (ИКОМ России).
— Собор представляет собой пример музея, не только добившегося самоокупаемости, но и ставшего приносить значительные налоговые поступления в казну города, — заявляет ИКОМ России.
Нельзя не отметить, что подобный довод повторяется буквально слово в слово почти в каждом обсуждении судьбы главного храма Северной столицы. Источником служат, как нетрудно заметить, исключительно слова самого директора Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николая Бурова, который не устаёт повторять, что музей никогда не получал никаких денег из бюджета, а обходится полностью за счёт тех средств, которые добывает своей деятельностью.
Лайф решил подробно разобраться с фактами в руках, как же обстоит дело в действительности.
Госсубсидии
Оказывается, существуют отчёты музея-памятника (никто их не упоминает), публикуемые на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru).
10 февраля 2015 года был опубликован отчёт музея за 2014 год, 22 марта 2016-го выложен отчёт за 2015 год. Отчёт за прошлый год пока не опубликован, но его основные параметры Буров детально раскрыл в интервью Znak.com в январе. И данные этих официальных отчётов не согласуются со словами директора о том, что возглавляемый им музей "уникален тем, что никогда не получал никаких денег из государственного бюджета".
Вопреки заявлениям директора, согласно официальной отчётности возглавляемого им учреждения, в 2014 году музей получил субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму в 4,2 миллиона рублей.
В 2015-м эти субсидии составили 2,5 миллиона рублей, при этом музей получил также целевые субсидии на сумму 14,3 миллиона рублей.
— Это была премия, — заявил Буров 23 января 2015 года "Комсомольской правде" .
В 2016 году, по его словам, "музей получил 1400 рублей, это — "мамочкины деньги", которые положены от бюджета родившим мамочкам".
Как бы то ни было, довод о бездотационности музея оказывается несостоятельным.
Доходы
Посмотрим доходы музея, складывающиеся от продажи билетов посетителям превращённых в музеи храмов, календарей, путеводителей и сувенирной продукции, от проведения концертов и прочей деятельности. К сожалению, в официальной отчётности они даны без разбивки по находящимся в его управлении объектам.
— Раньше, до 2016 года, был музей четырёх соборов. Из них два были донорами (Исаакиевский и храм Спаса на Крови) и два были реципиентами (Смольный и Сампсониевский). Теперь двух последних у нас нет, — заявлял Буров.
Но тем не менее. Согласно официальным отчётам музея, в 2014 году его доходы составили 642 млн руб., в 2015-м — 805 млн руб. Как заявил директор, "за 2016 год по деньгам на лицевой счёт поступило от предпринимательской деятельности, в том числе от переходящих остатков с 2015 года, 864 млн руб., переходящий остаток составил 120 млн руб.".
Основной источник дохода музея — продажа билетов. На сайте музея указано наличие различных цен на таковые: билеты на посещение собора и колоннады (400 руб.), билеты на посещение собора по полной стоимости (250 руб.), льготные билеты для обладателей международных карт ISIC (150 руб.) и льготные билеты для несовершеннолетних, пенсионеров, курсантов, студентов и сотрудников вузов РФ и Белоруссии. Наряду с Исаакиевским собором и храмом Спаса на Крови также продаются билеты в отдельный музей камня, оборудованный в 2013 году в ризнице храма Спаса на Крови (при перечислении выше Буров "позабыл" его, что, как увидим далее, вообще периодически ему свойственно). В 2014 году, согласно официальным отчётам, число посетителей равнялось 3 073 941 чел., в 2015 году — 3 595 173.
— В прошлом году мы приняли три миллиона восемьсот пятьдесят тысяч гостей... Это топ-3 Санкт-Петербурга и топ-3 Российской Федерации музейной деятельности, — заявил 13 января этого года Буров журналистам.
Следует отметить, что часто директор называл журналистам эти цифры, не поясняя, что речь идёт не только об Исаакии, но и обо всём Государственном музее-памятнике "Исаакиевский собор", а это не одно и то же.
— Всего комплекс (музейный. — Прим. Лайфа) за год посетило более 3,8 миллиона человек (в другом интервью он назвал цифру в 3,850 миллиона человек. — Прим. Лайфа), — заявил Буров 25 января этого года Znak.com. — Из них именно Исаакиевский собор — 2,380 миллиона, причём из этого количества 385 тысяч человек были льготниками, в том числе паломниками.
Стоит признать, что суммы, полученные от продажи билетов, значительны, так что непонятно, зачем музею получать дотации из госбюджета. Более того, в 2015 году директор прямо заявил (вопреки своему лозунгу о бездотационности музея), что в связи с необходимостью вложений в новую площадку для концертно-выставочной работы "будет претендовать на деньги из бюджета".
Налоги. Зарплаты
Директор музея не устаёт повторять (например, в интервью "Ленте.ру" 28 июля 2015 года): "Мы платим 50–70 миллионов рублей налогов с наших доходов. В прошлом году мы были признаны (без упоминаний кем. — Прим. Лайфа) лучшим налогоплательщиком России".
— Но если мы с нашей выручки платим в бюджет Петербурга налоги — 50–70 миллионов рублей в год, — то церковь этого делать не будет. Она от налогов, как известно, освобождена, — развивает эту тему Буров в других интервью (например, МК за 19 августа 2015 год).
Однако в официальных отчётах музея за 2014 и 2015 годы в графе "Направление расходов" пункт о выплате налогов отсутствует. Судя по всему, речь идёт о находящемся в данной графе пункте "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда". Это Буров признал (редкий случай) в интервью Znak.com: "В 2016 году... в казну мы в качестве начислений на заработную плату перевели 99 миллионов рублей". А отчисления в фонд оплаты труда, мягко говоря, совсем не то же, что "налог с выручки".
По данным источника Лайфа в администрации Петербурга, музей платит и иные налоги, но их размер существенно меньше. По их данным, в качестве налога на добавленную стоимость (очевидно, с продажи сувенирки, путеводителей, организации концертов и иной непрофильной деятельности) в 2014 году в федеральный бюджет было выплачено 14 млн руб., в 2015-м — 10 млн руб. На фоне доходов музея эти цифры несколько несерьёзны. К тому же, напомним, в том же 2015 году музей получил более 16 млн руб. государственных субсидий.
— Начнём с заработной платы сотрудников. На её выплату мы в 2016 году потратили 358 миллионов рублей, — говорит Буров (выплата начислений упомянута им далее отдельно).
При численности около 400 сотрудников (это штат всего Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор"), постоянно называемой директором музея, средняя зарплата его подчинённых должна составить около 74,5 тыс. руб. в месяц. Однако, судя по документам, оказавшимся в распоряжении Лайфа, зарплаты у 41 технического сотрудника (в штате музея ещё есть административные сотрудники, экскурсоводы, сотрудники хора, водители и т.д. и т.п.), работающего непосредственно в Исаакиевском соборе, заметно меньше.
Кладовщик, например, получает 17 тыс. руб., теплотехник — 31 тыс. руб., инженер по эксплуатации зданий и сооружений — 34 тыс. руб., заведующий матскладом — 39 тыс. руб.
При этом зарплата директора музея, согласно тому же документу, составляет 450 тыс. руб. в месяц.
Реклама
Возможно, высокая зарплата директора объясняется сложным топ-менеджментом музейного комплекса.
— Мы торгуем культурой, — откровенно пояснил он род своей деятельности в интервью "Комсомольской правде". — Культура — это продукт. Любым продуктом можно торговать. Вначале нужно создать этот продукт, придать ему товарный вид. И найти покупателя.
Однако по факту, как пояснили Лайфу источники в администрации Петербурга, посещаемость Исаакиевского собора (точнее его колоннады, куда идёт 55% посетителей) формируется прежде всего её естественными данными — это лучшая точка для обзора города. Заметный рост с 2014 года потока посетителей можно связать с произошедшим в том же году резким падением курса рубля. Многим россиянам поездки за рубеж оказались не по карману, и они перешли на внутренний туризм. В то же время для иностранных туристов поездки в Россию стали заметно дешевле. Для всех из них Петербург выглядит одним из самых интересных вариантов.
Видимо, неслучайно 8 февраля 2016 года музей заказывает перевод на английский, немецкий и французский языки, 17 марта — на испанский, итальянский и японский, а 5 мая — перевод на китайский путеводителя (с вёрсткой макета для сдачи в печать) по Спасу на Крови. То есть ранее таких путеводителей не существовало, а теперь они резко понадобились.
Лайф исследовал все заказы, размещённые музеем в 2016 году. Тендерами их назвать было бы не точно — музей покупает, как прямо указано, "у единственного поставщика". На это он, по словам источника Лайфа в городском правительстве, имеет право по закону, однако это явно не способствует снижению стоимости. На деятельность, имеющую отношение к рекламе, было заключено 23 заказа на общую сумму 4,6 млн рублей.
На теле- и радиорекламу заключено всего три контракта. Первый — от 27 мая 2016 года с ООО "Вещательная корпорация "Проф-медиа", чьи "услуги по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире радиоканала" были оценены в 108 000 руб. Второй — на "услуги по обеспечению размещения рекламных материалов, предоставленных СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор", в радиоэфире с ООО "ГМП "Радио" на 240 720 руб. Третий договор подписан 4 января 2016 года с ЗАО "Первый канал — Санкт-Петербург" на "услуги по размещению рекламы СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор" в региональном телеэфире телекомпании "Первый канал" в период с 10 по 23 апреля 2016 года за 165 000 руб. Итого 513 720 руб., или менее 11% от всех затрат на рекламу.
Также в 2016 году с ЗАО "Коммерсант" в Санкт-Петербурге музеем были заключены три контракта: реклама в тематической вкладке "Коммерсант Guide. Территория комфорта" обошлась в 109 386 руб., в "Коммерсант Guide. Культурное наследие" стоила ещё 260 190 руб. Ещё один контракт с общим названием "Размещение рекламных объявлений в изданиях ЗАО "Коммерсант" в Санкт-Петербурге был заключён музеем на 118 000 руб. Итого 487 576 руб., то есть почти столько же, сколько составили все затраты музея на на теле- и радиорекламу, имеющую на много порядков больший охват аудитории (тираж "Коммерсанта" в Петербурге составляет всего 13 тыс. экз.).
При этом на рекламу в выходящей в пять раз большим тиражом (60 тыс. экз.) "Комсомольской правде" в Санкт-Петербурге музей выделил в три раза меньше — 152 460 руб. Ещё 350 000 руб. ушло на "Размещение рекламных материалов СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор" в журнале правительства города "Бизнес-дневник". Много кто из горожан, а тем более жителей других российских городов или зарубежья, читает это ведомственное издание?