Музеи обяжут повышать патриотизм и работать с религиозными организациями
По заказу Минкультуры разработана Концепция развития музейного дела в РФ до 2030 года, где особенно подчёркивается, что необходимо расширять влияние музеев на общество для стимуляции его социальной сплочённости.
Кроме того, в документе указывается, что музеи должны выполнять роль "хранителей исторической правды и активного популяризатора истории среди населения", а также играть важную роль в развитии патриотизма.
Патриотичные музеи
"Музеи представляют собой важный ресурс укрепления культурной идентичности народов России и единства российского общества, играют важную роль в воспитании патриотизма. В настоящее время мировое сообщество осознаёт необходимость расширения и углубления социальной роли музея, его трансформации во влиятельную культурно-образовательную систему", — отмечается в документе.
Концепция направлена на реализацию богатейшего потенциала музеев, повышение их социальной значимости и вклада в духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи,
Концепция развития музейного дела в РФ.
Как именно планируется повышать патриотизм среди населения, в документе не сказано. Но руководитель разработавшей документ компании "Экокультура" Галина Зайцева пояснила Лайфу, что подробно все шаги будут прописаны в последующей программе реализации концепции.
Задача перед нами стояла такая: во-первых, ориентация на молодёжь, то есть на воспитание. Ну а если воспитание, то не антипатриотизм же?
Галина Зайцева, разработчик Концепции развития музейного дела в РФ.
— У нас 60% музеев — краеведческие. У них имеются коллекции, посвящённые Великой Отечественной войне. Естественно, в приоритете должны быть выставки, посвящённые Великой Отечественной войне или героизму, проявленному в то время. Всё зависит от фантазии, никто не ограничивает творческий подход к теме, — подчеркнула Зайцева.
В пресс-службе Минкультуры Лайфу рассказали, что одна из первостепенных задач концепции — преодоление недооценки значимости культуры в целом и музейного дела в частности, а также формирование положительного имиджа страны за границей.
— Положительный имидж России в мире во многом формируется благодаря музейным собраниям, которые должны быть, согласно концепции, более широко представлены в мировом культурном пространстве, — отметили в пресс-службе Минкультуры.
Россия обладает уникальными коллекциями, входящими в Музейный фонд РФ. Одна из задач концепции — не только сохранить эти сокровища для будущих поколений как свидетельство истории государства, достижений многонациональной российской культуры, науки и техники, но и сделать так, чтобы музейные собрания стали той духовной основой, на которой строится единство нашего народа,
пресс-служба Минкультуры.
По словам Зайцевой, пункт о формировании положительного имиджа России за рубежом относится в большей степени к чиновникам, которые должны планировать проведение выставочных проектов за границей.
Музеи и религиозные организации
Отдельно в концепции прописано, что для развития музейного дела необходимы некоторые изменения и в законодательстве. В частности, требуется закрепление на законодательном уровне основ взаимодействия музеев с религиозными организациями.
Как рассказала Лайфу Галина Зайцева, это предложение было внесено членами Общественной палаты РФ, а также Союзом музеев России. Оно связано с законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
— Мы бы хотели, чтобы, прежде чем выгонять музеи из церкви, музейщикам предоставляли возможность приготовить здания к передаче, — отметила Зайцева.
Также в документе оговаривается, какие показатели могут говорить об успешности музеев. В числе главных названо число посетителей, а также доступность экспонатов в электронном каталоге.
Один из экспертов Центра изучения и проектирования музеев при Институте культурного наследия имени Лихачёва, проанализировавших концепцию, в своём отзыве полностью раскритиковал документ. Например, по мнению эксперта, об успехе музея говорит не столько общее количество посетителей, сколько расширение аудитории, приходящей в музеи.
Концептуальная часть документа содержит много спорных утверждений. В числе ключевых функциональных моделей названы только "образовательная и просветительская". Широко распространённая сегодня гедонистическая модель по необъяснённым причинам стала возможной только для художественных музеев, отмечается в отзыве.
Концепция содержит много ошибочных положений, которые могут негативно сказаться на музейной отрасли. Самое главное, что по содержанию данный документ направлен не на развитие, а на консервацию музейного дела, причём не на современном мировом уровне. С учётом высокой конкуренции в сфере это неминуемо приведёт к регрессу отечественного музейного дела,
отзыв эксперта Центра изучения и проектирования музеев.
Но некоторые директора музеев, напротив, согласны с авторами концепции. Так, по словам главы музея-заповедника "Кижи" Елены Богдановой, на музеях лежит большая ответственность именно потому, что они очень востребованы в том числе для воспитания нравственности, а также патриотического и духовного воспитания.