Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 февраля 2017, 06:00

Деньги на бочку. Зачем "Газпром" лоббирует "Северный поток — 2" в Конгрессе США

Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Западные правительства и политический истеблишмент ещё задолго до обострения событий на Украине и последовавшего затем государственного переворота и введения антироссийских санкций довольно резко выступали против планов России и заинтересованных крупных европейских нефтегазовых корпораций в сфере строительства дополнительных ниток газопроводов в Европу. Россию постоянно и необоснованно обвиняли то в использовании "газовой дипломатии" (в форме шантажа), то в препятствовании конкуренции. Собственно, во многом той самой конкуренцией, а точнее её отсутствием, и объясняла Европейская комиссия отказ поддерживать проект расширения крайне успешного российско-немецкого проекта "Северный поток", а также его сухопутное ответвление OPAL.

В поистине адском коктейле бизнес-интересов и государственных резонов, густо замешанном на большой геополитике, основными европейскими enfant terrible, выступавшими против планов расширения альтернативных проектов доставки в Европу российского газа, всегда были представители "новой Европы" на востоке континента, которые исторически теснее аффилированы с Вашингтоном, нежели с Брюсселем или Берлином. Видимо, этими соображениями было обусловлено возвращение "Газпрома" на американский лоббистский рынок после почти 15-летнего перерыва. 

Фото: © L!FE / Никитин Артем

Для начала стоит отметить, что действующий газопровод "Северный поток" имеет протяжённость более 1200 км, при этом он включает в себя, по сути, две расположенных параллельно "трубы", пропускная способность каждой из которых составляет порядка 27,5 миллиарда кубометров газа в год. При этом в 2014 году объём прокачки российского природного газа через систему "Северного потока" составил 39,1 миллиарда куб. м, в 2015 году немного "просел" до 35,5 миллиарда куб. м, составив таким образом порядка 70% загрузки от номинальных характеристик пропускной способности. Согласно ряду экспертных оценок, в прошедшем 2016 году объём прокаченного по "Северному потоку" газа возрастёт на 15–20%, достигнув отметки в 40 миллиардов куб. м.

Несмотря на все разговоры о "Третьем энергетическом пакете" и несоответствии ему "Газпрома" и его проектов в странах Евросоюза, альтернатив российскому газу — если только не создать их искусственно, — очевидно, нет. Как показал опыт и экономические расчёты, строительство гигантских терминалов по приёму танкеров со сжиженным природным газом обходится очень дорого, для них нужна циклопических размеров сопутствующая инфраструктура, а поставщики в лице аравийских монархий Персидского залива крайне зависимы от политических веяний в Вашингтоне, который в конечном итоге является их военным и политическим покровителем. Переход на иные, нежели российский газ, источники снабжения потребительского и, что важнее, промышленного сектора сделает европейскую промышленность неконкурентоспособной. 

Фото: © L!FE

Стоит отметить в этой связи, что в 2017 году "Газпром" собирается потратить на реализацию второй очереди "Северного потока" около 111 миллиардов рублей, и, скорее всего, эти деньги придётся заплатить именно российскому концерну. В первоначальном плане предполагалось, что у "Газпрома" будет 50% капитала проекта, а остальная половина будет пропорционально распределена между Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. Вот только по причине противодействия польских антимонопольных органов схема сорвалась, и крупные европейские корпорации так и не вошли в капитал Nord Stream 2 AG. Видимо, желанием решать проблемы не с государствами-клиентами вроде Польши и прочих восточноевропейских лимитрофов, а непосредственно с их вашингтонскими хозяевами можно объяснить и возвращение "Газпрома" на американский рынок политического лоббизма. 

Как следует из соответствующей формы LD-2, опубликованной в базе данных о функционировании и финансировании лоббистских организаций, зарегистрированных при Конгрессе Соединённых Штатов, 14 января 2017 года компания New European Pipeline AG перечислила 140 тысяч долларов известной лоббистской форме McLarty Inbound LLC.

Довольно примечательно, что в пункте 16 формы раскрытия информации данных о конкретной теме лоббизма нет, однако в описании указано, что обозначенная сумма, по сути, была перечислена на текущую фоновую деятельность лоббистов. Интерес представляет в данном случае субъект лоббизма — компания New European Pipeline AG, которая как раз и является непосредственным оператором проекта "Северный поток — 2". В изначальной форме лоббистской регистрации, поданной в 2016 году, указывались и иностранные бенефициары этой структуры, например "Газпром", а также всё те же корпорации, которым польские антимонопольщики в итоге так и не позволили войти в капитал Nord Stream 2 AD, — то есть Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. В итоге же в платеже лоббистам от 14 января остался только один иностранный бенефициар, и это российский "Газпром". 

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Само по себе это не было бы каким-то необычным фактом, однако необходимо отметить, что "Газпром" через дочернюю и специально созданную для строительства "Северного потока — 2" структуру New European Pipeline AG лоббирует свои интересы именно в США. Последние действия "Газпрома" в сфере лоббизма в Конгрессе США датируются 2002–2003 годами и связаны с вопросами, касающимися телекомпании "НТВ", так что его возвращение на Капитолийский холм после почти 15-летнего перерыва довольно показательно. Очевидно, что к российскому газовому монополисту пришло понимание того, что ключи от решения его проблем с неуступчивыми восточными европейцами лежат не в Варшаве, Стокгольме, Вильнюсе, Риге или Таллине — а в Вашингтоне.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов подчёркивает огромное влияние США в европейской энергетической сфере и то, что стремление "Газпрома" искать политическое решение в американском конгрессе вполне логично:

— Традиционно вмешательство США в европейские энергетические дела было крайне высоким. Если учесть, что главный противник проекта "Северный поток — 2" — это Польша, по иску которой с 1 февраля "Газпром" не может загрузить на вторую половину газопровод OPAL, то в таком решении есть логика. Надо решать вопросы в центре управления. Нет смысла лоббировать в Польше, если команды отдаются из Вашингтона. Позиция США традиционно жёсткая, Вашингтон всегда играет против нас на европейском рынке. Но в связи с появлением новой команды в американском внешнеполитическом блоке, включая и нового госсекретаря Рекса Тиллерсона, появились новые возможности вести переговоры.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar