Зачем вообще следить за Берлинским кинофестивалем, если вы нормальный человек

Кинообозреватель Лайфа Егор Беликов — о самом сложном из больших кинофестивалей мира, который проходит в столице Германии уже 67-й раз.

10 февраля 2017, 12:03
<p>Фото: &copy; REUTERS/Michele Tantussi</p>

Фото: © REUTERS/Michele Tantussi

Кинофестиваль в Берлине — это, возможно, самое непонятное зрелище для обывателя. Тут почти нет звёзд: в этом году не приехали ни Джордж Клуни, ни Брэд Питт, ни известные женщины в дорогих платьях (а если платья и есть, то на неизвестных женщинах). То есть даже светские фотки особо не посмотришь.

Звёздных артхаусных режиссёров тоже нету: тут в программе этого года есть только Аки Каурисмяки, Фолькер Шлёндорф и Хон Сан Су, очень хорошие авторы, о которых слышала очень малая часть читателей этого текста (это не страшно).

В общем, Берлинале — это самый негламурный фестиваль. Здесь нет ни каннских пальм, ни венецианской античной красоты. Берлин вообще не выглядит в феврале как город для киногрёз: вчера вечером, во время вяловатой церемонии открытия, немногочисленные гости фестиваля прошли по красной дорожке при отрицательной температуре и на ветру.

Весь день под непроницаемо серым небом журналисты бегают по площади Потсдамер-плац из одного зала в другой, чтобы в очередях посмотреть первые фильмы программы. Журналистам, похоже, самим надоело приезжать в этот Берлин ради никому не нужного кино. В очереди на фильм открытия "Джанго" (он, кстати, ужасный) я встретил известных критиков Бориса Бермана и Ильдара Жандарёва, которые были крайне разочарованы толкучкой перед входом:

— Зачем его смотреть? Там и так всё понятно, с этим фильмом.

Кстати, почти все показы проходят в обычном многозальном кинотеатре Cinemaxx, где в нормальное время демонстрируют такие кинопроизведения, как мультфильм "Босс-молокосос". 

При этом на самом деле Берлинский фестиваль должен был быть наиболее интересен обычному читателю, а не работнику киноиндустрии. И это уже давно нужно было объяснить.

Зачем следить за Берлинале? Вот конкретные причины.

Никакого гламура

Я зачем-то взял в Берлин смокинг, но сейчас понимаю, что это было бесполезно. Без серьёзного костюма пускают везде, в том числе и на премьерные показы. В отличие от Канна, тут важен не внешний антураж, а единственно важная цель — показывать кино и смотреть его. 

Этому во многом способствует атмосфера вокруг фестиваля. Никакой закрытой от плебеев зоны: вся территория Потсдамер-плац открыта, кроме разве что красной дорожки. Рядом с пафосным дворцом фестиваля — мегамолл: посетители идут в "Макдоналдс" мимо плакатов венгерских, румынских и финских фильмов. Сверхэлитный отель Grand Hyatt превратили в проходной двор для журналистов: здесь замученным людям со всего мира выдают билеты, бейджики и прочие листовки. В общем, нигде больше элитарное кино не близко так к человеку, как здесь, в Берлине. 

Гламур надоел. Когда на Каннский фестиваль начала ездить, прости господи, Лена Ленина, то стало понятно, что кино больше никого не волнует. Хорошо, что в Берлине не так.

Билеты есть

Билеты действительно есть и продаются в том же мегамолле на Потсдамер-плац. Не сказать, чтобы они были совсем дешёвыми. Стандартный билет стоит 11 евро, то есть почти 700 рублей. Чуть дороже, чем московский поход в кино в пятницу вечером. Правда, цены на самые крутые показы из гастрономической программы Culinary Cinema, где кормят перед сеансом, стоят почти сотню евро, что уже довольно неподъёмно. 

Поездка на Берлинский фестиваль вполне может быть туристической — просто посмотреть неожиданные фильмы. Хорошо иметь цель путешествия, а не просто шататься по достопримечательностям. Это может быть недорого, учитывая, что в Берлин летает сверхбюджетная авиакомпания "Победа". Так что если вы диванный кинокритик, то это будет хорошей идеей. Правда, надо английский знать: фильмов на русском совсем мало, да и зачем лететь в Берлин, чтобы смотреть русское кино. 

Придётся отметить, что есть ещё один фестиваль, где более-менее свободно продаются билеты. Это отечественный ММКФ. Но за понятным исключением: московская программа намного скучнее.

Всё для людей

Берлинале проходил на Потсдамской площади не всегда. Сюда после грандиозной реконструкции фестиваль переехал только в 1990 году. Это такой квартал-новодел, специально придуманный для масштабного киносмотра: небоскрёбы, гостиницы, невероятной красоты Sony Center с музеем кино и ещё одним кинотеатром. Здесь нет недостатка в залах: всюду новые большие мультиплексы (в отличие от того же Канна, где все фильмы прессе в трёх залах показывают).

Здесь вообще красиво и приятно находиться. Это как съездить в выходной пошататься по "Москве-Сити". 

Никто не понимает фильмы, которые тут показывают

Ещё один объединяющий фактор. Программа Берлинале настолько сложна, что никто не понимает, как про неё писать. Здесь нет явных звёзд и фаворитов. Здесь всё время показывают какую-то дичь, особенно вне конкурсной программы. Например, я вчера сходил на японский фильм, который называется "Цвет ночного неба Токио — всегда самый густой оттенок синего", и это была комедия.

И ровно поэтому следить за Берлинале интересно. Каждая новая программа — это дивный новый мир, полный непознанного кино из неожиданных стран, которое нужно для себя открывать. Мелодрама, действие которой происходит на скотобойне; история о дружбе сирийского беженца и финского ресторатора; китайский мультфильм в жанре чёрной комедии о погоне за грабителями, и так далее. Этот фестиваль — как олимпиада по киноведению, где все одарённые кинокритики съезжаются, чтобы решить задачи, которые они видят впервые. 

Попробуйте открыть для себя кинокритику заново во время Берлинале, и вы увидите тексты озадаченных людей, перед которыми поставили сложную профессиональную задачу. Это всегда приятно — видеть, как кто-то мучается.

Здесь Европа решает, что дальше делать

Главная причина, зачем читать материалы с Берлинале. Этот фестиваль никогда не был просто смотром, у него всегда была политическая предпосылка. Когда-то он должен был объединить разрезанную пополам Германию, теперь же он определяет путь развития всего европейского континента. 

В прошлом году большую часть конкурсной программы занимали картины о беженцах и вообще о новом народонаселении Европы. Теперь же директор фестиваля Дитер Косслик объявил, что программа сконцентрирована на историческом кино и теме колониальности и колонизации. Иначе говоря, кинематографисты всего мира и особенно Старого Света решили изучить опыт прошлых веков. Как тогда страны переживали наплывы кочевников и завоевателей? Как жить в мире, где больше не осталось чётких границ?

Какие выводы сделает Европа из проходящего (пока, кстати, без особых успехов) Берлинале? Что за уроки будут вынесены из прошлого и найдёт ли Европа правильный исторический путь или совсем уйдёт в дремучее средневековье? Это, конечно, имеет мало отношения к кино, зато точно всем интересно.

Авторы

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 1

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
Таня Халява10 февраля, 13:45

А что фестиваль пройдет мимо киношедевра российского гения Андрона Кончаловского &quot;Рай&quot;?

Показать ответы
Layer 1