Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 февраля 2017, 07:20

Поощряйте сентиментальщину, но оставьте право блевануть

Публицист Линн Ханова — о том, как главная британская кинопремия разрывалась между ванильным мюзиклом и суровой социальной критикой.

Фото: © REUTERS/Toby Melville

Фото: © REUTERS/Toby Melville

В ночь с воскресенья на понедельник состоялась юбилейная церемония вручения премии BAFTA. Если кто не знает, то это "альтернативный "Оскар", который и предлагает менее коммерциализированный взгляд на киноиндустрию, и является провозвестником итогов главного киносоревнования, что пройдёт через две недели в США.

Награда за лучший фильм предсказуемо досталась "Ла-Ла Ленду", который был номинирован аж в 11 категориях и получил пять. Однако при этом существенную долю наград взяли фильмы о социальной несправедливости и полной безнадёге: "Я, Дэниэл Блейк", "Манчестер у моря", "Лев" и венгерский "Сын Саула".

Но, глядя на получающего очередную статуэтку безусловно очаровательного Дева Пателя, который теперь, кажется, представляет в кино всю индийскую нацию, невольно начинаешь подозревать, что настоящее равноправие в раздаче кинопремий подменяется снисходительной раздачей статуэток слёзовыжималкам, рассказывающим о тяжкой жизни стран третьего мира, после которых так приятно выйти из кинотеатра и со счастливым вздохом вернуться ко всем приятностям жизни в мире первом.

Но BAFTA — всё-таки не "Оскар", что наглядно доказывает победитель в номинации "Лучший британский фильм": картина Кена Лоуча "Я, Дэниэл Блейк" — кафкианский кошмар о борьбе маленького человека с бюрократией. Верный мощной традиции британской реалистической социальной критики, восьмидесятилетний Лоуч уже никого не стесняется и ничего не боится. Вместо того чтобы, заливаясь слезами, благодарить маму ("Победители имеют полное право развести сентиментальщину. Но я оставляю за собой право блевануть", — заявил, открывая церемонию, блистательный Стивен Фрай), Лоуч взрывается гневным спичем против консервативного правительства, которое безжалостно к своим самым бедным и незащищённым гражданам и ещё безжалостнее к беженцам и их детям.

Что характерно, вокруг фильма "Я, Дэниэл Блейк" в Британии уже развернулась дискуссия, чем-то похожая на скандал вокруг "Викинга" и "Матильды": британские парламентарии клянутся, что фильм — художественный вымысел и ничего такого в реальности нет и не было. Но режиссёр настаивает, что снимает только то, что видит — беднеющий рабочий класс, безжалостную социальную инженерию и полнейшее равнодушие власть имущих, — и не стесняется указывать виноватых.

Однако Лоуч, хочет он того или нет, сам остаётся частью проблемы: белый британец, выпускник Оксфорда, он представляет ту самую консервативную киноиндустрию, которая есть плоть от плоти той системы, что он критикует.

Австралийские учёные недавно доказали, что "Оскар" за лучшую актёрскую работу выдают американцам, которые играют в фильмах про американскую жизнь, а Британский институт кино заказал аналогичное исследование, показавшее, что киноиндустрия остаётся такой же консервативной, как и была: "зелёную волну" в профессии даёт принадлежность к титульной нации, мужскому полу и высшему классу.

И, хотя руководство BAFTA клянётся к 2019 году давать больше премий женщинам, рабочим и небелым, текущую ситуацию отлично характеризует выигравший "Ла-Ла Ленд". Чем больше государство сокращает пенсии, отзывает программы соцзащиты и винит бедных в их бедности, тем больше кинокритикам хочется вернуться в блаженные 1950-е, где всё было хорошо: чёрные сидели в гетто, эмигранты — у себя дома, геи и лесбиянки — в тюрьме, а женщины — на кухне. Про это, конечно, гораздо приятнее петь и танцевать.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar