Плохая компания: 6 причин отказать работодателю после собеседования
На что обращать внимание на собеседовании, чтобы жестоко не разочароваться после выхода на работу.
Кадр фильма "Зачарованная"/ © Кинопоиск
Кажется, некоторые люди считают, что будут жить вечно. Что память о них и их действиях волшебным образом стирается и что понятие репутации — пустой звук. А ведь это не совсем так, особенно последние годы, на фоне кризиса толковых людей. Ты можешь искать подходящего человека в свою организацию, проект или бизнес месяцами, годами. А его просто нет. Даже не потому, что у тебя нерыночные условия. А вообще нет нужных тебе специалистов или менеджеров на рынке. И в этих реалиях понятие репутации становится определяющим, главным. Те немногие толковые люди готовы иметь дело только с хорошо зарекомендовавшими себя человеком или командой. Для многих понятие комфорта в деловом общении становится важнее дохода и рекомендации от знакомых иногда бывают важнее звучного бренда.
Чтобы не быть голословным, я расскажу небольшую историю. Некоторое время назад я консультировал знакомого, который только приехал из США. Это наш соотечественник, около десяти лет назад он уехал в Силиконовую долину и сейчас возвращается и пытается найти себя. Наверное, половину нашей беседы он посвятил рассказу об отличиях способа ведения бизнеса там и здесь. И больше всего его удивило отношение к кадрам, отношение к потенциальным сотрудникам. Мой знакомый очень системный человек, и, вернувшись в Россию, он начал изучать компании и их предложения, выбирая те, которые ему интересны. И начал отправлять резюме на выбранные вакансии. Каково было его удивление, когда ни на одно письмо он не получил ответа. Он не привык, ему сложно. Ведь раньше он получал хотя бы автоматический ответ. А здесь — полная тишина.
Дальше он решил позвонить, выяснить судьбу своих резюме. Прошло три дня, и он счёл, что это уже уместно. К сожалению, ни одна из компаний не публиковала ни телефона рекрутера, отвечающего за "его" вакансии, ни телефона руководителя подразделения рекрутинга. Он попытался звонить на городские телефоны компаний, но, так как он не знал фамилии сотрудников, которые отвечают за найм, не смог пробиться через секретарей. Прошла пара недель, и мой знакомый решил нанести визит в офисы компаний. Мне он сказал, что такая практика есть, по крайней мере в США. Вы приходите в компанию, вам делают экскурсию и рассказывают об имеющихся вакансиях. Иногда на такие экскурсии надо записываться на сайте, иногда можно приходить просто так. Есть даже отдельная позиция "дежурного HR", человека, который помогает людям "с улицы" узнать компанию и найти в ней себя.
Мой "американский" знакомый не прошёл дальше ресепшен. Улыбчивые девушки хлопали глазами и никак не могли понять, о какой такой экскурсии идёт речь. И почему они должны рассказывать про вакансии компании этому человеку в пальто. В общем, он ушёл ни с чем и вот уже третью неделю ждёт ответа. Я слушал его историю, слушал, как он перечислял, загибая пальцы, известные отечественные бренды, и мне становилось стыдно. Я сам часто говорил и писал о кризисе с кадрами. О том, как сложно найти хорошего человека, что на собеседования приходят не те, и не тогда, и не туда. Да, я понимаю, что то резюме, которое он составил, может по ключевым словам и не подходить к вакансии. Но его опыт, образование и, в конце концов, упорство точно заслуживали хотя бы одного приглашения на собеседование.
В моей карьере несколько раз были случаи, когда я "пробивал" рекрутеров и добивался собеседования. Могу сказать, что все эти случаи были неудачные. Работа оказывалась "не моей". Сейчас я понимаю, что дело даже не в том, что пассивность работодателя подчёркивала "несущественность" или "ненужность" позиции. Всё не так. Когда я доходил до собеседований, то всегда встречал искренний интерес потенциальных руководителей. Дело в другом, дело в культуре. Театр начинается с вешалки, бизнес начинается с этики. Если подбор в компанию выстроен так, что за рекрутером надо гоняться и буквально вымаливать ответ на твоё письмо, то эта компания с другими, неинтересными мне, ценностями. Скорее всего, внутри компании такие же отношения между сотрудниками. И ещё хуже — между менеджерами.
Пример с письмами — это просто первый звоночек. Я не рекомендую на основании этого опыта делать какие-либо серьёзные выводы о компании. Кстати, также я не рекомендую делать выводы только на основании отзывов в Интернете. Есть такая особенность у этих отзывов: в целом они либо плохие, либо заказные. Настоящих, качественных очень мало. Итак, выводы лучше делать по результатам личного общения, то есть — собеседования. Обычно первое собеседование проводит рекрутер, оно достаточно рутинное и может мало что сказать о компании. Важно собеседование с потенциальным руководителем и/или коллегами. Надо внимательно наблюдать за визави, как он себя ведёт, какие употребляет приёмы в диалоге. Я приведу пример шести таких приёмов, так сказать обязательная программа. Если хотя бы четыре из них ваш собеседник не демонстрирует, то, скорее всего, не надо продолжать общение с этой компанией.
Приём № 1. Доверие
Сразу хочу сказать, что доверительное общение редко начинается с фразы "я буду с вами откровенен", скорее наоборот. Доверительное общение — общение страстное, когда ваш собеседник открыто говорит о деле, которое его волнует. Эти два фактора, честность и небезразличие, должны показать настоящее отношение к вам как к будущему сотруднику. Формальный язык, закрытые позы (я видел даже прикрытые глаза), взгляд в потолок и ленивая речь — это не просто звонок, это колокол. Будет скучно, возможно, нервно, и точно не будет творческой атмосферы.
Приём № 2. Конкретность
Важно, чтобы были цифры. Человек, владеющий цифрами, это человек, владеющий предметом. Согласитесь, что хотя бы из соображений профессионального роста хочется быть рядом с тем, кто владеет предметом. Кроме того, такой человек придаёт уверенности, обычно его команда сплачивается вокруг цифр и достижений. Если вы видите, наоборот, как говорят, "космонавта", который "плавает" и не может конкретно ответить на вопрос или не может числами охарактеризовать результат своей деятельности и деятельности его команды, то, возможно, это будет весьма неуважаемый в компании труд. И крайне неэффективный.
Приём № 3. Открытость
Открытый человек — это не тот, кто сидит в расстёгнутом пиджаке, положив ногу на ногу. И даже не тот, кто громко смеётся и хлопает вас по плечу. Открытый человек — это тот, кто будет слушать ваши мысли, ваши идеи и ваши возражения. Он спокойно принимает конструктивную критику его позиции, он любопытен, он открыт новому. Если же вы видите нахмуренные брови, когда собеседник слышит возражения, то, возможно, это не работа вашей мечты. Вы будете делать только то, что вам говорят, и если рассчитываете на развитие, то можете забыть про эту идею.
Приём № 4. Забота
Мы проводим на работе большую часть жизни. И хотим проводить её в среде, которая не только берёт, но и даёт. Многие на собеседовании стесняются или считают неправильным говорить о себе, о своих проблемах. Попробуйте закинуть удочку и посмотрите на реакцию. Насколько ваша, пусть небольшая, проблема найдёт отклик у будущего руководителя или коллеги? Прокололи колесо, испачкали брюки, опоздали на самолёт? У каждого есть история, которая уместна в самом начале беседы, на разогреве.
Приём № 5. Слушание
Есть внимание, а есть слушание. Я умею отличать, как реагирует собеседник на мои слова: формально кивает или старается вникнуть в суть. Большая часть качества общения в рабочей среде связана с умением слушать. С умением сосредоточиться на собеседнике, с умением вникнуть в проблему или запрос. Обратите внимание на гаджеты. Человек, который рассеянно поглядывает на телефон, возможно, будет так же вести себя и на проекте. Вроде с вами, а вроде и где-то ещё.
Приём № 6. Фокусирование на ожиданиях
Весьма плохо, когда игра идёт в одни ворота. Когда вам долго рассказывают про проект, про команду, про перспективы бизнеса. И в конце, как будто спохватившись, интересуются вашими ожиданиями от сотрудничества. Я не имею в виду деньги, хотя это тоже важный вопрос. Я имею в виду то, что любая работа тем эффективнее, чем больше совпадений в ожиданиях её исполнителей. Хочу сказать, что достаточно сложно сблизить эти ожидания, если одна из сторон ими не интересуется.