5 основных ошибок на ЕГЭ по истории
До госэкзамена осталось всего три с половиной месяца, а потому стоит посмотреть, какие задания оказались наиболее сложными для выпускников 2016 года, и постараться предотвратить неудачи.
Лайф проанализировал методические рекомендации, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. — Прим. ред.) на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории, и выделил 5 основных проблем выпускников на госэкзамене.
Зачастую выпускники допускают ошибки в заданиях, проверяющих детальное знание исторических фактов: как показал ЕГЭ 2016 года, основные проблемы у экзаменуемых возникают при выполнении заданий на проверку знаний исторических фактов, связанных с Великой Отечественной войной, а также незнанием терминологии, историзмов и архаизмов.
Неправильное определение авторов или иных исторических источников текста
Кроме того, выпускники иногда не могут определить: а был ли вообще такой материал в истории?
Задание является одним из самым сложных в ЕГЭ: предлагаемый текст нужно разбить на части, увидеть взаимосвязь слов и словосочетаний, а также понять, о каких событиях или во время каких событий труд был написан.
Например, нужно указать, о каком событии в тексте идёт речь:
"Это была … крепость, построенная под руководством французских и немецких инженеров. Её гарнизон насчитывал 35 тысяч человек. При подготовке к штурму для тренировок русские выкопали ров и возвели крепостные стены. Коменданту крепости был направлен ультиматум: "24 часа на размышления для сдачи и — воля. Первые мои выстрелы — уже неволя. Штурм — смерть". Правильный ответ: Взятие Измаила.
Так как ребёнок изучить все исторические источники в рамках школьной программы не может, преподаватели советуют при подготовке к решению таких задач попытаться научиться ориентироваться в исторических трудах с помощью ключевых слов, которые говорят об эпохе, правлении, конфликтующих народах.
Многих авторов можно узнать по ссылкам на какие-то источники, имена, события.
Незнание фактов Великой Отечественной войны
Современные школьники имеют сравнительно мало правдивых источников о ВОВ, если не читают учебников, в отличие от советских учеников, которым о войне рассказывали ветераны и их дети.
Эксперты ФИПИ утверждают, что "изучение Великой Отечественной войны в школе находится в глубоком кризисе". Такое положение вещей авторы методички связывают с тем, что 20–30 лет назад ученики имели возможность общаться с участниками ВОВ, а в каждой семье говорили о войне, а сейчас уже такого не происходит. В 2016 году только 35,2 процента участников экзамена справились с заданием на знание ВОВ.
Например, на ЕГЭ школьникам нужно было ответить на вопрос:
Какие сражения произошли в начальный период Великой Отечественной войны?
- Битва за Кавказ, Сталинградская битва.
- Оборона Брестской крепости, Московская битва.
- Начало блокады Ленинграда, Битва на Курской дуге.
- Ясско-Кишинёвская операция, форсирование Днепра.
Правильный ответ: Оборона Брестской крепости, Московская битва.
Для того чтобы дать правильный ответ на такой тип заданий, учащемуся требуется изучать хронологическую последовательность происходивших событий, основные географические названия, факты об участниках и героях войны, а также уметь работать с исторической картой.
Эксперты говорят, что самое главное для изучения ВОВ — это мотивация, которую нужно ребёнку дать.
Незнание исторических личностей
Из-за того, что учителя предлагают запоминать героев с помощью сопоставлений их фамилий с деятельностью, в которой они прославились, у школьников нередко происходит путаница в голове
Например, нужно определить:
А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер входили в руководство:
- Общества соединённых славян
- Группы "Освобождение труда"
- Союза борьбы за освобождение рабочего класса
- Организации "Народная воля"
Правильный ответ: организации "Народная воля".
Те выпускники, которые допустили ошибки, не всегда имеют определённое представление о времени жизни и деятельности исторических личностей.
Преподаватели советуют разработать для себя алгоритм их изучения. Например, можно представить эти данные в виде таблицы:
- фамилия, имя;
- основные этапы и периоды деятельности;
- политические и религиозные взгляды;
- близкий круг лиц-единомышленников;
- оценка личности современниками.
Для улучшения своих знаний можно прибегнуть к приёму сравнения исторических личностей:
- профессии, должности, ранги;
- вид и форма деятельности (реформирование, диктаторство, благотворительность. — Прим. Лайфа.);
- достигнутые ими результаты.
Сопоставление исторических событий в России и за рубежом — расхождение хронологии
Зарубежную историю школьники изучают ограниченное количество времени, а переходя к отечественной, забывают, что там — за рубежом
Например, в ЕГЭ предлагается расположить в хронологическом порядке следующие исторические события:
- Крымская война
- Реформа патриарха Никона
- Падение Византийской империи
Правильная хронология:
- Падение Византийской империи
- Реформа патриарха Никона
- Крымская война
Согласно аналитике ФИПИ, большинство экзаменуемых ошибаются при определении событий всеобщей истории, относящихся к XVIII веку.
Для того чтобы лучше всего запомнить, какая зарубежная история вершилась параллельно с потрясениями в России, при подготовке к ЕГЭ стоит нарисовать для себя сравнительную таблицу. Как советуют учителя истории, лучше начинать её повторять не за три с половиной месяца до экзамена, а регулярно и хотя бы с октября (в последний школьный учебный год).
Аргументация в сочинении, лишённая опоры на конкретные исторические факты
Как и на госэкзамене по литературе, выпускники обращаются к теме или историческому событию в целом, при этом забывая о конкретных личностях, указах и так далее
Сочинение по истории пишется по определённому этапу в ней. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит, она будет темой сочинения.
Для успешного выполнения этого задания выпускнику стоит разработать план будущего текста.
План для сочинения по истории:
- В начале эссе нужно написать краткую характеристику выбранного периода — следует придумать название тому событию, что скрывается под датой: война, период правления, революция и так далее.
- Затем требуется рассказать о первом событии или явлении того периода. И как раз здесь следует упомянуть первую историческую личность.
- Потом выпускнику следует назвать второе значимое событие и исторического деятеля.
- Закончить своё сочинение нужно оценкой важности данного периода для истории страны.
Главное в сочинении — это полностью раскрыть значение выбранного временного периода для истории.
При описании первого и второго событий нужно указать причинно-следственные связи. То есть следует объяснить и назвать причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
Сдающему экзамен нужно обратить внимание на то, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух.
Что поможет написать сочинение (и весь экзамен) хорошо
Ученику нужно знать все даты правления глав русского государства, имена и последовательность правителей. Требуется выучить даты всех основных реформ, войн и восстаний. А также помнить значимых для истории страны личностей, их время жизни и вклад в развитие государства, его науки и культуры.