Смертельная "охлаждайка". Россию очистят от дешёвого антифриза
При производстве охлаждающих жидкостей некоторые российские компании применяют метанол, использование таких составов может привести к поломке машины и навредить здоровью.
Как стало известно Лайфу, Минпромторг намерен бороться с применением опасного для здоровья человека метанола при производстве антифризов (в том числе тосолов) — жидкостей для охлаждения двигателей автомобилей. По оценке экспертов, почти половина антифризов на прилавках российских магазинов содержат этот химикат. При этом его применение при производстве таких жидкостей никак не регламентируется. Избавить россиян от метаноловой "охлаждайки" предлагается, в частности, с помощью обязательной сертификации всех выпускающихся антифризов. Это может привести к тому, что самые дешёвые охлаждающие жидкости исчезнут из продажи.
— Депутат Госдумы Алексей Куринный направил письмо в аппарат Правительства РФ, с просьбой разработать комплекс мер по борьбе с применением метанола при производстве антифризов, так как мы (Союз производителей и потребителей автохимии) просили о содействии в борьбе с производителями такой охлаждающей жидкости. Мы также обращались в Минпромторг и в аппарат правительства, дабы обратить внимание на эту проблему, — рассказал директор союза Александр Сергеев.
Массово использовать метанол при производстве охлаждающих жидкостей в России начали сравнительно недавно, в 2013 году. Основным компонентом таких составов является этиленгликоль, который дороже метанола примерно в 5 раз. Именно поэтому нечистые на руку предприниматели стали добавлять в охлаждающие жидкости метанол, чтобы снизить их себестоимость. Несмотря на то что использование метанола при производстве "охлаждайки" было запрещено приказом главного санитарного врача РФ ещё в 2007 году, купить это вещество можно через Интернет, стоимость одного килограмма составляет 15–18 руб.
За последние годы практика использования метанола на предприятиях, производящих охлаждающие жидкости, приняла стихийный характер: по результатам тестов, проведённых Союзом производителей и потребителей автохимии, около 40% антифризов содержат метанол, а каждый год на прилавки российских магазинов попадает около 100 тонн метаноловой охлаждающей жидкости. Результаты исследований, проведённых АНО "Химическая экспертиза", рисуют ещё более угрожающую картину: из 59 протестированных образцов жидкости метанол обнаружили в 31. То есть 53% жидкостей, закупленных в магазинах для анализа, оказались опасными не только для автомобиля, но и для человека.
Температура закипания охлаждающей жидкости, в которой присутствует метанол, достаточно низкая — от 87 до 94 градусов, в зависимости от того, сколько опасного вещества в ней содержится. То есть мотор может закипеть ещё до того, как включится вентилятор охлаждения. Есть у метанола и другое свойство, куда более опасное, — его пары могут вспыхнуть от любой искры. Таким образом, в случае утечки из системы охлаждения автомобиль может загореться.
Кроме того, метанол крайне недружелюбен к металлу. Одна из функций охлаждающей жидкости — это дополнительная смазка механизмов, предотвращающая коррозию, но в случае с метаноловым антифризом это свойство сводится на нет. Использование такой жидкости вполне может привести к поломке системы охлаждения из-за коррозии деталей.
— Метанол очень коррозионно-агрессивная жидкость. Даже при добавлении 5% метанола в охлаждающую жидкость коррозия в системе охлаждения превышает допустимые пределы в несколько раз. Такой антифриз будет съедать металл изнутри, что приведёт к дорогостоящему ремонту, — предупреждает начальник технического отдела компании "Тосол-синтез" Игорь Капица.
Но если автомобиль после поломки можно починить, то вред здоровью от воздействия паров метанола — куда более серьёзная угроза. Интоксикация организма парами метанола может не произойти сразу, а может и случиться от незначительной дозы. Пары яда поражают центральную нервную систему, могут возникнуть слуховые и зрительные галлюцинации, потеря сознания, что, в свою очередь, может стать причиной ДТП.
— Метанол не выводится из организма, а накапливается в нём. Кроме того, он усиливает своё воздействие при высокой температуре. Длительное использование такой жидкости в летний период может оказать пагубное влияние на здоровье, — говорит Александр Сергеев.
Эксперты сходятся во мнении, что необходимо бороться с производителями охлаждающих жидкостей, применяющими метанол. В данный момент технический регламент Таможенного союза предъявляет к таким жидкостям только одно требование — температуру замерзания. Метанол же с холодом справляется очень хорошо, благодаря чему деляги от автохимии применяют его и в составе зимних стеклоомывающих жидкостей.
Для того чтобы отделить качественный продукт от разбавленного метанолом, Минпромторгу РФ предложено рассмотреть ряд мер, в числе которых введение обязательной сертификации охлаждающих жидкостей. Для этого понадобится внести изменения в технический регламент Таможенного союза, чтобы запретить продажу антифризов, не имеющих соответствующего сертификата об отсутствии в составе метанола.
Это позволит оградить покупателей от опасной "охлаждайки", но ассортимент на полках автомагазинов поредеет — дешёвые охлаждающие жидкости исчезнут из продажи. В случае если сертификация всё-таки появится, многие производители, использующие метанол, вынуждены будут свернуть выпуск жидкости или использовать качественное сырьё, что повысит стоимость продукта.
— Самые дешёвые охлаждающие жидкости с рынка исчезнут. Компании, которые их выпускают, не будут менять рецептуру и уходить от использования метанола, его в составе таких жидкостей бывает и по 15%. Зачастую это фирмы-однодневки, работающие сезонно. Они используют самое дешёвое сырьё, — рассказывает Александр Сергеев.
По его словам, распознать антифриз с метанолом сейчас практически нереально без экспертизы. В составе на этикетке присутствуют только легальные компоненты, визуально отличить опасную жидкость от качественной также нельзя.