Рейтинги уходят в прошлое. Кремль меняет рынок экспертных услуг
В системе рейтингования глав регионов будут сформированы чёткие и понятные критерии, в результате чего на коммерческом рынке экспертных услуг, вероятно, произойдут существенные изменения.
Происходившие в последние недели активные кадровые процессы в ряде российских регионов, закончившиеся отставками старых губернаторов и назначениями временно исполняющими обязанности новых глав субъектов, поставили во главу угла вопрос об адекватной оценке деятельности руководителей российских регионов, которая до недавних пор была во многом непрозрачным и непонятным для самих губернаторов процессом.
Как рассказали Лайфу источники, близкие к внутриполитическому блоку Администрации Президента, в системе рейтингования глав субъектов федерации будут сформированы чёткие и понятные критерии, в результате чего на коммерческом рынке экспертных услуг, вероятно, произойдут существенные изменения.
— Во внутриполитическом блоке Администрации Президента была разработана более прозрачная и понятная система рейтингования губернаторов, которая исходит из необходимости уйти от множественности показателей, по которым главы субъектов оценивались ранее, а также позволяет ввести своеобразную систему политических, электоральных и экономических "светофоров", которые позволяют оперативно мониторить ситуацию в регионах и выявлять проблемные точки, — поясняет источник.
Основными реперными точками внутренней системы оценки работы губернаторов Администрацией Президента будут являться текущий рейтинг президента, рейтинг самого губернатора, уровень социального самочувствия, а также такой показатель, как запрос на обновление.
Источники Лайфа во внутриполитическом блоке отметили, что ранее замеры проводились в рамках Георейтинга ФОМа, а также рейтингов Спецсвязи ФСО и ВЦИОМа. Вместе с тем, к примеру, в показателях, отмечающих развитие экономической ситуации на той или иной территории, будут три блока, включающие в себя собственно экономические показатели (такие, как индекс промпроизводства), финансовый (бюджетная обеспеченность, долговая нагрузка и т.д.) и социальный блоки, каждый из которых будет состоять из девяти пунктов.
Стоит отметить, что внутриполитический блок Кремля уже обозначил позицию относительно упорядочивания систем оценки губернаторов, выразив мнение, что количество критериев нужно сокращать и в идеале они должны приближаться к бизнес-моделям KPI, составляя 5–7 позиций.
Как отмечают источники Лайфа, нынешние назначенцы, обновившие губернаторский корпус, в преддверии единого дня голосования осенью этого года прошли длительное глубокое четырёхчасовое интервью и специальный ассессмент, включающий в себя моделирование образа успешного губернатора, с которым затем сравнивались потенциальные кандидаты в губернаторы из президентского кадрового резерва.
Оценивались также успехи кандидатов на предыдущем месте работы, умение выстраивать системную работу, формировать команду, широко и стратегически мыслить. Также осуществлялась так называемая Операция 360 — опрос подчинённых, окружения и коллег относительно профессиональных и личностных качеств потенциального губернатора.
Вместе с тем, как отметил источник Лайфа, многочисленные рейтинги независимых экспертных и консалтинговых центров, за попадание на топовые позиции в которых некоторые губернаторы даже были готовы сотрудничать с ними на небезвозмездной основе, теперь во многом теряют смысл — они не будут играть никакой роли при принятии кадровых решений.
При этом экспертные центры могут продолжать их составлять — исключительно по собственному желанию. Очевидно, что новые веяния приведут к тому, что с рынка будут вымываться структуры, паразитировавшие на желании отдельных руководителей регионов выглядеть перед федеральным центром в более позитивном ключе, — теперь каждый губернатор будет иметь чёткие и структурированные критерии оценки своей деятельности, перечисленные выше.
Как отметил политолог Аббас Галлямов, проблема адекватности оценки деятельности глав субъектов стояла всегда, будучи тесно связанной с попытками лоббизма и кулуарности в принятии кадровых решений:
— Главная проблема российской политики — это кулуарность принятия решений, их непрозрачность и немотивированность. Начальнику нравится человек, и он его оставляет, какой бы он ни был, не нравится — увольняют, даже если он хорошо справляется со своими обязанностями. Единственное средство для борьбы с этой исконно российской проблемой — это некая операционализация, чтобы не только "хотелки" принимались во внимание, но и конкретные критерии. Сама попытка использовать эти критерии не первый раз применяется и совершенно оправданна. Перегружать рейтинг точно не надо. Развитие экономики региона — главная задача губернатора, это обязательно надо оценивать. Второе — рейтинг. Бывает, что экономика развивается, но губернатора не любят. Бывает наоборот: экономика не растёт, но популярная фигура — при нём протестов не будет. Это отдельный критерий, который не всегда связан с экономикой, — говорит эксперт.
По его словам, рейтинги оказывают сильное влияние в регионах: сами губернаторы их читают и их окружение.
— Центры продолжат своё рейтингование, стопроцентной уверенности нет, но я так думаю. Но это уже будут внешние оценки, не кремлёвские. Я сам от имени губернаторов приходил и пытался организовать взаимодействие с экспертами. Места в хороших рейтингах не продаются в том виде, что пришёл, заплатил и тебя подняли либо опустили. Но, безусловно, эксперты могли опустить какую-то фактуру и тем самым поднять или опустить того или иного губернатора, — говорит Галлямов.
Бывший сотрудник Администрации Президента, политтехнолог Андрей Колядин указывает на связь последних отставок и назначений губернаторов с введением новой системы рейтингования и оценки профессиональных и личностных качеств потенциальных глав регионов:
— Я считаю, по итогам тестирования этой системы как раз и произошли последние замены губернаторов, которые должны были переизбираться в этом году, но, по мнению УВП, они были отстранены исходя из того, что были не в состоянии обеспечить нормальную внутриполитическую ситуацию и электоральную среду во время выборной кампании этого и будущего года. Эта практика будет продолжена. Насколько я слышал от людей, которые принимали участие в разработке этой системы, анализироваться будет достаточно широкий спектр вопросов — социально-экономическая среда, политическое спокойствие на территории региона, лояльность губернаторов, их способность управлять элитами, их личный рейтинг — основа основ. Эти критерии будут играть существенную роль, когда будет вставать тема переназначения губернаторов, а в каких-то случаях, если рейтинг будет ужасающий, могут послужить причиной отставки губернаторов. Губернаторы будут, конечно, подстраиваться и начнут с того, что постараются вычленить основные критерии, которые будут использованы. И второе — они будут стараться каким-то образом информировать Управление по внутренней политике о том, какие они выдающиеся личности, блистательные исполнители именно по тем критериям, которые им станут известны.