Самый скучный и казённый балет. Почему провалилось "Лебединое озеро"
20 февраля 1877 года в Большом театре прошла премьера "Лебединого озера" — первого балета известного композитора Петра Чайковского. Однако спектакль оказался неудачным и в итоге был снят с репертуара. Лайф рассказывает, в чём была причина провала балета, со временем ставшего одним из самых популярных в мире.
Днём 20 февраля 1877 года 36-летний композитор Чайковский особенно волновался. Вечером в Большом театре ожидалась премьера первого в его творчестве балета. На следующий день критики в пух и прах разнесли постановку, назвав спектакль казённым и скучным. Но Чайковский был уверен, что через какое-то время балет оценят и он обретёт новую жизнь. Так и случилось.
Заработать на лебедях
Весной 1875 года дирекция Большого театра обратилась к Чайковскому с просьбой написать музыку к балету "Лебединое озеро" — истории о заколдованной принцессе Одетте и влюблённом в неё молодом принце Зигфриде. Композитор, материальное положение которого трудно было назвать благополучным, согласился на эту работу в том числе и ради заработка.
Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке
Из письма Чайковского Римскому-Корсакову, 10 сентября 1875 г.
Либретто создал инспектор репертуара театра, литератор и драматург Владимир Бегичев вместе с известным артистом балета Василием Гельцером. Также считается, что в создании либретто мог принимать участие и Юлиус Рейзингер — хореограф-постановщик балета.
Чайковский работал довольно быстро. К осени 1875 года были готовы первые два действия, а весной следующего года композитор завершил балет и полностью инструментовал его. С осени 1876 года в театре начались репетиции.
Работа затянулась — показать постановку в традиционный сезон премьер (ноябрь — декабрь) не удалось. Премьеру первого балета Чайковского ждали с большим интересом. Как пишет балетовед Елизавета Суриц, задолго до премьеры в печати появился сценарий балета, что прежде не делалось никогда, а в начале февраля 1877 года можно было приобрести даже клавир, содержавший всю музыку Чайковского.
Фото: © РИА Новости
Грандиозный провал
Премьера состоялась в день бенефиса балерины Пелагеи Карпаковой. Она и танцевала главную роль. После премьеры критики были безжалостны. Больше всего досталось балетмейстеру Юлиусу Рейзингеру.
Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду
Рецензия на премьеру в "Санкт-Петербургских ведомостях"
Другие критики сравнивали балерин, размахивающих руками, с ветряными мельницами. Рецензент газеты "Русские ведомости" под псевдонимом Скромный Наблюдатель заявил, что "в постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения".
В знаменитом советском фильме "Чайковский" с Иннокентием Смоктуновским в главной роли есть эпизод, показывающий день Чайковского после премьеры "Лебединого озера". Там студенты консерватории вслух зачитывают разгромную рецензию критика Лароша на постановку, где достаётся и композитору.
Ларош на самом деле писал рецензию на "Лебединое озеро". Но он, как и остальные критики, в большей степени ругал постановщика балета, а не музыку Чайковского. Композитору он лишь поставил в упрёк "излишнюю любовь к медным и особенно ударным инструментам" и "свойственную слабость к громкой звучности".
По музыке "Лебединое озеро" — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам "Лебединое озеро" едва ли не самый скучный, казённый и бедный балет из тех, что даются в России
Критик Герман Ларош
Ещё одной из причин провала называли выбор исполнительницы главной роли. Первые спектакли танцевала Пелагея Карпакова, и лишь затем в партии Одетты вышла любимица публики и звезда Большого театра Анна Собещанская. Впрочем, и это не спасло постановку. Балет прошёл за 1877–1879 годы 27 раз, после чего был снят с репертуара.
Сцена из II акта в постановке 1877 года. Фото: © wikipedia.org
Балетовед Елизавета Суриц в своих публикациях о "Лебедином озере" приводит бухгалтерию постановки Рейзингера. Смета на балет, по её словам, необыкновенно скромна — около 6,8 тысячи рублей, тогда как балет "Кащей", несколькими годами раньше созданный Рейзингером, обошёлся в 16,9 тысячи рублей. Впрочем, даже эти скромные затраты не окупились.
Сохранилась и сводка сборов. Больше всего средств удалось выручить за премьерный показ — 1918 рублей 30 копеек. Но уже второй спектакль показал сборы в два раза меньше — 877 рублей 10 копеек, а третий не собрал и 330 рублей. Сбор поднялся, когда 23 апреля роль перешла к Собещанской (987 рублей), но далее зрителей приходило всё меньше, и он постепенно опустился до 281 рубля. В дальнейшем сборы колебались, порой давая всего 300–200 рублей (самый низкий 7 ноября 1878 года: 209 рублей 40 копеек).
В январе 1879 года "Лебединое озеро" было показано последние три раза, после чего выпало из репертуара. Год спустя балет был возобновлён Иосифом Гансеном и прошёл за три года (последнее представление 2 января 1883 года) 12 раз при всё убывающих сборах
Балетовед Елизавета Суриц
Новая жизнь
"Лебединое озеро" вновь появилось на театральной сцене уже после смерти Чайковского. Композитор умер в 1893 году, а двумя годами позже состоялась петербургская премьера балета, поставленного Мариусом Петипа и Львом Ивановым. На московской премьере балет имел иной сюжет: принцу Зигфриду не удавалось спасти девушку-лебедя и влюблённые погибали в волнах озера. Также главной злодейкой была колдунья-сова, а не злой гений Ротбарт.
Постановка оказалась очень успешной, и версия Петипа — Иванова стала классической. Этот спектакль до сих пор входит в репертуар ведущих театров. А знаменитые хореографы регулярно создают свои оригинальные версии "Лебединого озера".