Тяжёлая женская доля. Феминизм и супергерои
Не секрет, что массовая культура — это чрезвычайно действенное орудие пропаганды. Каждый популярный продукт, от дешёвого издания в мягкой обложке до многомиллионных блокбастеров, является голосом определённой части общества, продвигающей через него свои идеи и взгляды. И комиксы, как один из самых доступных и понятных массовых форматов, зачастую становятся настоящим рупором социальных изменений.
Феминизм — одна из самых горячо обсуждаемых тем современного общества, и супергеройские франшизы своеобразно реагируют на борьбу за гендерное равноправие. С одной стороны мы наблюдаем возрастающее количество сильных и независимых женщин в супергеройских и фантастических фильмах, с другой — обилие традиционных героинь, которых по-прежнему выставляют как секс-объекты и втискивают в тесные костюмы, обнажающие и подчёркивающие их тела.
Однако тенденция к созданию более глубоких и интересных персонажей прослеживается весьма чётко. За примерами далеко ходить не приходится.
Так, Чудо-женщина, блистательно сыгранная Галь Гадот, практически в одиночку вытаскивает неоднозначный фильм "Бэтмен против Суперена: На заре справедливости". Чёрная Вдова, чуть ли не самый многогранный персонаж "Мстителей", занимает в фильме больше экранного времени, чем мускулистые Тор и Халк. В малом формате популярностью пользуются "Джессика Джонс", сериал от Netflix про супергероиню-детектива, и "Супергёрл" канала CBS.
Даже одетая в откровенно эротичные шортики и подчинённая Джокеру Харли Квин из нашумевшего "Отряда самоубийц", совсем не выглядит беспомощной принцессой и легко расправляется с появляющимися угрозами.
Конечно, похвастаться заметными женскими персонажами могут не только экранизации комиксов (достаточно вспомнить великолепную Фуриозу из нового "Безумного Макса"). Но, как бы странно это не звучало, в супергероике изначально заложена идея освобождения и равноправия, ведь каждый комикс рассказывает о приключениях исключительного человека или группы людей, обладающих яркой индивидуальностью и противопоставляющих себя традиционному обществу.
Упомянутая выше Чудо-женщина, принцесса амазонок по имени Диана, является одним из центральных персонажей комикс-вселенной DC. Этот персонаж появился на страницах All-Star Comics в далёком 1941 году и был придуман одним из создателей детектора лжи, профессором психологии по имени Уильям Марстон.
Марстон был настоящим двоежёнцем (открыто жил с любовницей и официальной супругой), ярым приверженцем феминизма и без шуток считал, что сильные женщины должны править миром. Объясняя созданный им образ Чудо-женщины в журнале The American Scholar за 1943 год, он писал.
Какое смелое заявления для консервативного общества сороковых годов! Чудо-женщина оказалась удачным персонажем. Во время Второй мировой войны массовая американская культура отчаянно нуждалась в новых образах, которые могли бы противостоять фашизму на страницах комиксов, и бьющая "нацистских свиней" красивая женщина пришлась по вкусу многим читателям.
Стоит заметить, что Чудо-женщина стала для своего времени скорее уникальным случаем, и в комиксах никогда не было недостатка в беспомощных дамах. Долгое время амазонка Диана оставалась единственным заметным женским персонажем, выделяющимся на фоне бесконечных любовниц супергероев и попавших в беду беспомощных девушек. А те женские персонажи, что становились супергероинями (например, Бэтгёрл или Женщина-Халк), редко не становились чем-то большим, чем подчинёнными союзниками и помощниками лидеров-мужчин.
Впрочем, даже Чудо-женщина сдала свои позиции после окончания Второй мировой. Американские пятидесятые были отмечены холодной войной, параноидальной боязнью "коммунистической угрозы" и атомной бомбардировки. Семья и традиционные ценности начали казаться обычным людям желанным спасением, уютным гнездом, в котором можно укрыться от ужасов внешнего мира.
Всё это требовало от авторов иного подхода к своим героям. Как пишет Дарья Дмитриева в книге "Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса", в пятидесятых годах сюжеты комиксов про Чудо-женщину всё больше обращались к её отношениям с военным лётчиком Стивом Тревором и их предстоящей свадьбе. Принцесса Диана по прежнему борется с преступностью, но теперь всё больше переживает из-за предстоящей ей роли верной жены, с которой боится не справиться.
I ship Diana Prince and Steve Trevor so much, someone hold me. pic.twitter.com/N3i16Z6aGU
— Denise b" (@DeniseAnnaa) 29 P
Но уже в шестидесятые годы Чудо-женщина возвращается к своему первоначальному образу. Её образ становится настолько популярным, что вышедший в 1972 году первый выпуск феминистического журнала Ms. изображает её на своей обложке с лозунгом "Чудо-женщину — в президенты!".
С течением времени женские персонажи комиксов стали играть всё большую роль в сюжетах. Невеста Супермена, Лоис Лейн, из объекта атак его противников превращается в честного и смелого журналиста-правдоруба, Мэри Джейн, подруга Человека-паука, становится самостоятельной актрисой, вполне обходящейся без помощи неудачливого метателя паутины
Многие серии супергеройских комиксов выстраиваются исключительно вокруг популярных женских персонажей (среди современных стоит назвать "Мисс Марвел", "Женщина-Халк", "Бэтвумен" и десятки других).
Впрочем, сексуальность образов женских персонажей никуда не исчезла. Авторы комиксов знают, что их аудитории нравится вываливающаяся из глубокого разреза грудь, откляченный зад и тонкая талия. Женская роль всё ещё связана с её внешней красотой, и в СМИ предпочитают обсуждать диету Скарлетт Йохансен, позволившую ей влезть в костюм Чёрной Вдовы, а не сложную историю персонажа.
Проблема одежды супергероинь вообще широко обсуждается в среде любителей комиксов. Многие поклонники супергеройского жанра критикуют авторов и художников за чрезмерно откровенные наряды, аргументируя свою позицию тем, что костюм супергероя должен быть удобным и помогать в бою, а не напоминать купленное в секс-шопе бельё. Как утверждает Кейт Виллинг в статье "Женские персонажи — необязательно феминистки", до сих пор около трети супергероинь одеты в весьма вызывающие костюмы.
Но всё же изменения очевидны. Авторы комиксов, мультсериалов и фантастических фильмов не стесняются экспериментировать со своими персонажами, что в глазах российского читателя может выглядеть настоящей провокацией. Так в составе "Молодых Мстителей" действует гей-пара, а лесбиянка Бэтвумен в собственной серии отказывается от помощи Бэтмена, предпочитая бороться с преступностью своими методами. Иногда сценаристы идут ещё дальше, например, в современном мультсериале "Вселенная Стивена" почти все главные герои — женщины, а немногочисленные мужские персонажи мягки, добры и лишены традиционных маскулинных черт.
Такие серьёзные изменения без сомнения могут испугать традиционно настроенных читателей. Мы можем их успокоить — изменения вовсе не так серьёзны, как может показаться. На сайте Pacific Standart приводится статистическое исследование, которое убедительно показывает, что большую часть современных героев-лидеров всё ещё составляют мужчины.
Тем не менее стремление к разнообразию и равноправию становится всё сильнее, а комиксы охватывают всё большую аудиторию. Это неудивительно, ведь у комикс-индустрии есть большой опыт захвата новых территорий. Появившийся в шестидесятых годах Человек-паук, обычный парень с проблемами на работе и в личной жизни, быстро потеснил таких ветеранов, как Бэтмен и Супермен. Люди Икс получили невероятную популярность в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов, потому что читатели видели в них символ, противостоящий расизму и гомофобии. Быть может, теперь пришло время борьбы с сексизмом?
За рубежом более трети читателей комиксов — это девочки и молодые женщины. Независимые, сильные, самостоятельные героини вполне могут стать образцом подражания для развивающейся личности ребёнка и той ролевой моделью, на которую будут ориентироваться подростки.
Если, конечно, этим героиням прикроют слишком откровенный вырез.