Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
27 февраля 2017, 06:15

Судьба блокады Донбасса. Разброд и шатания в лагере власти

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский — о том, что сегодня главная опасность для Петра Порошенко — объединение радикалов, недовольных недостаточно агрессивной политикой президента в Донбассе и значительной массой людей, поставленных на грань физического выживания.

Коллаж: © РИА Новости/Дэн Леви © AP/FOTOLINK

Коллаж: © РИА Новости/Дэн Леви © AP/FOTOLINK

Ситуация вокруг темы блокады украинскими радикалами ДНР/ЛНР и антиправительственных акций протеста в связи с ней как нельзя лучше демонстрирует управленческий коллапс государственных институтов Украины.

Как известно, блокирование "активистами" началось ещё в декабре прошлого года. Правда, тогда ещё не были заблокированы железнодорожные пути, по которым доставлялся на материковую Украину антрацит, без которого не может обойтись украинская генерация. Хотя уже тогда цели блокирования были радикалами озвучены — тотальное блокирование территории непризнанных республик. Таким образом, у власти было более чем достаточно времени, чтобы пресечь противоправные действия небольшой группы "активистов".

В одной из колонок для Лайфа мне уже приходилось писать о том, что тупик в минском процессе рано или поздно внесёт на повестку дня вопрос об альтернативных вариантах урегулирования кризиса на Юго-Востоке Украины. Собственно, альтернативных вариантов всего два — возврат под контроль Украины территории непризнанных республик путём военного блицкрига ("боснийский вариант") либо мирный, так называемый вариант "стены". То есть обустройство полноценной границы между республиками (по киевской терминологии — отдельными районами Донецкой и Луганской областей) и остальной Украиной с неминуемым последующим дрейфом этих непризнанных республик к статусу частично признанных (как, например, Абхазия) или вообще включению их в состав РФ.

Вариант "стены" вовсе не обязательно должен предполагать блокирование торговли и пр. связей Украины с этими территориями. Тем более что обе стороны в высшей степени заинтересованы в сохранении этих связей. Этот вариант скорее напоминал бы ситуацию в Приднестровье, когда между Тирасполем и Кишинёвом экономические связи не разорваны, а тираспольская футбольная команда играет в чемпионате Молдавии. Объективно в варианте "стены" заинтересована и команда Порошенко, но публично заявить об этом, конечно, не может. И то, как настойчиво Пётр Порошенко регулярно критикует неназванных сторонников того, чтобы отгородиться (эвфемизм — отказаться) от Донбасса, лишь подчёркивает актуальность темы. 

Не решившись на начальном этапе жёстко пресечь самодеятельность активистов блокирования, власть продемонстрировала слабость, которой немедленно воспользовались как открытые, так и скрытые противники Порошенко и его команды. Забавно, что Пётр Порошенко в точности повторяет ошибки своего предшественника Виктора Януковича. Причём повторяет не в последнюю очередь из-за позиции Запада, прежде всего Посольства США. Как и в разгар Майдана, когда звонки из Вашингтона удерживали Януковича от применения силы, когда это ещё было возможно, так и сейчас в Посольстве США, формально осудив блокирование ДНР/ЛНР, призвали власть "вести переговоры" с организаторами откровенно противозаконных акций.

Иными словами, как и три года назад, Посольство США даёт понять, что не заинтересовано в пресечении блокирования без каких-то важных для интересов США уступок со стороны власти. Аналогичную позицию заняли все послы стран "Большой семёрки" в Киеве, которые распространили заявление, где отмечают, что блокада "угрожает экономической безопасности Украины и подрывает экономический рост", и "призывают все стороны найти общие подходы к решению проблем, разблокировать железнодорожные пути и автомагистрали для организации законной торговли".

В этой связи не приходится удивляться тому, что министр юстиции Украины П. Петренко заявил, что не нужно переводить блокаду в правовую плоскость (!), по его словам, "это политическая и экономическая составляющая, урегулированием которой занимаются сейчас правительство и СНБО". Он выразил надежду, что ситуация "будет урегулирована позитивно для украинского государства", и добавил, что судебных исков по поводу блокады Донбасса пока нет. Послы "Семёрки" сказали: "Договаривайтесь", и министр юстиции продублировал их рекомендацию.

В итоге премьер Гройсман после жёстких слов о катастрофических последствиях продолжения блокирования для энергобезопасности Украины, для населения и промышленных предприятий решительно заявил, что активисты поступают "нечестно" и нужно срочно вступить с ними в переговоры. И лишь Виктор Медведчук (лидер движения "Украинский выбор") назвал вещи своими именами: "Совершенно ясно, что речь идёт не просто о противозаконных акциях, а о настоящем бандитизме и терроризме. Практически полное бездействие власти в такой ситуации вызывает не только недоумение, но и возмущение. Организаторы и участники блокады должны понести законное наказание".

Теперь блокирование — лишь повод для атаки на президента. Уверен, что сейчас не только Тимошенко, Коломойский и "еврооптимисты", но даже и часть его команды с удовольствием в сторонке потирают руки, ожидая момента, когда можно будет открыто выступить против шефа, воспользовавшись его слабостью и энергией национал-радикалов, никогда не доверявших Порошенко.

Сегодня главная опасность для власти — объединение радикалов, недовольных недостаточно агрессивной политикой президента в Донбассе, и значительно большей по численности массой людей, поставленных политикой власти на грань физического выживания. Воспользоваться таким шансом на волне массового недовольства властью попытались три ультраправые организации — "Свобода", национальный корпус "Азов" и "Правый сектор"*, которые 22 февраля призвали своих сторонников на марш протеста.

Проба сил ультраправых состоялась, но не была достаточно убедительной — в марше участвовало менее 10 тысяч человек, часть которых были привезены из западных областей Украины. Впрочем, ультиматум власти с трибуны Верховной рады они предъявили, пообещав объединиться для борьбы за власть.  

Тем временем блокирование продолжается, предприятия металлургической промышленности массово закрываются, наступает черёд и предприятий машиностроительного комплекса. Уже прекратила работу в связи с отсутствием антрацита первая ТЭС. На настоящий момент не поступало никакой информации о попытках силовым способом прекратить блокаду.

Странное на первый взгляд поведение власти может иметь лишь одно объяснение: в самой власти, в правительстве и в правящей коалиции в Верховной раде нет единства в вопросе пресечения блокады. Ни один представитель НФ (главного и единственного партнёра Блока Петра Порошенко в парламенте) блокаду не осудил, а заявление министра юстиции, представляющего НФ в правительстве, П. Петренко, сделанное уже после заседания СНБО, выглядит косвенной поддержкой этих действий.

А один из ведущих деятелей этой силы секретарь СНБО Александр Турчинов за неделю до начала блокады говорил в интервью изданию "Лига": "Я сторонник варианта — запретить любые перемещения товаров и грузов… если мы хотим ускорить процесс освобождения своих территорий — нужно выбирать радикальный вариант… Лично моя позиция: идёт война, и все должны работать на победу. Полная изоляция оккупированной территории значительно приблизит сроки её освобождения". Стоит ли удивляться тому, что заседание Совбеза пока привело только к сотрясанию воздуха?

В команде президента могут опасаться и разрыва с НФ, и того, что силовой разгон блокады может повлечь за собой протестные акции с участием вооружённых людей, которые при стечении обстоятельств могут привести к перевороту. Наконец, блокада для президентского лагеря выгодна, так как, воспользовавшись ею, можно принять решения, которые сделают невозможным выполнение минских соглашений. Принятие обсуждаемого проекта "закона об оккупированных территориях", по существу, будет означать выход Украины из минского процесса. Именно этого добивается "партия войны", и тот факт, что пока этот проект не внесён в повестку дня сессии парламента, говорит лишь о том, что власть пока не хочет брать на себя ответственность за выход из "Минска-2".

* Деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar