"Оскар-2017" выбирает камерную меланхолию
Журналист Александр Кутинов — об итогах последней церемонии вручения главной премии в мире кино.
Фото © Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS
Итак, главная премия в мире кино неожиданно досталась лирической драме "Лунный свет". Полный набор политкорректных штампов: перипетии школьной любви, суровая поэтика взросления, трудности самоидентификации подростка. Естественно, афроамериканского происхождения. Остальные победители подозрительным образом примерно такие же.
Похоже, время эпатажа и шоковой арт-терапии прошло. Точнее, на неё резко упал спрос. Равно как и на убойные спецэффекты и неудержимый экшен. Американские киноакадемики предпочитают выбирать между камерной меланхолией и простой человеческой радостью в красочных интерьерах. Как показывают результаты голосования в Голливуде, выигрывает первая.
Фаворитом 79-го по счёту "Оскара" считался милый, яркий и смешной мюзикл "Ла-Ла Ленд". Четырнадцать номинаций! Сравниться могли только "Титаник" и "Всё о Еве". Кстати, герои фильма тоже достаточно молоды. И они не только танцуют и поют, причём порой в звёздном небе, но и учатся жизни, попутно влюбляясь и, наоборот, разочаровываясь.
Но история неулыбчивого темнокожего юноши, пытающегося понять, который из полов ему ближе, обошла "Ла-Ла Ленд" на поворотах. Так что у поющих танцоров только серебро. Тоже почётное — Дэмьен Шазелл как лучший режиссёр, Эмма Стоун как лучшая актриса и Линус Сандгрен как лучший оператор. Вот с этим точно не поспоришь.
Можно было бы посмеяться, но картину и лучшим фильмом объявили. По ошибке, правда. Впервые за всю историю церемонии. Потом долго извинялись и перед создателями афроамериканской саги, и перед авторами белого мюзикла. Было ли это сделано нарочно, а говорят, что красная ковровая дорожка в этом году стоит в разы дороже гонораров ведущих, или вследствие разгильдяйства — неизвестно.
Есть ещё мнение: нынешний "Оскар" претерпел заметные изменения в силу смены власти в Соединённых Штатах. Мол, поэтому и Николь Кидман ("Лев") прокатили: не нужно было ей открыто поддерживать нового президента. Твёрдая бронза у семейной драмы / географического водевиля — а в наше время смешения стилей и такое возможно — "Манчестер у моря". История молодого дяди, вчерашнего студента, ставшего после смерти брата опекуном своего племянника, не может не трогать. Особенно на фоне таких пейзажей. Кейси Аффлек свою статуэтку за лучшую мужскую роль получил вполне заслуженно.
Также заслуженно остались без наград создатели и актёры таких кинолент, как "Капитан Фантастик", "Под покровом ночи" и "Изгой-один. Звёздные войны. Истории". Тут уже по одним названиям можно предположить, что вызвать восторг и академиков, и публики этим картинам сложновато. И как люди не почувствуют, что и впрямь настали иные времена?
Отдельно хотелось бы отметить лучший иностранный фильм — "Коммивояжёр" Асгара Фархади. Естественно, родом из Ирана. Воистину, если в течение года ни один фильм из Исламской Республики ни на одном из фестивалей не получит главного приза, считай, год прошёл зря. И хотя герои Фархади не совсем уже дети, но там тоже поднята тема взросления, эволюции взглядов на жизнь и любовных отношений.
А что же гости? Как не вспомнить про необычные причёски у дам — нечто а-ля высокие "гнёзда" 1960-х, — а также странные расцветки у смокингов их кавалеров — от ярко-синих до бледно-красных вместо привычных чёрных! И обилие молодых мужчин с окладистыми бородами. Все хотят выглядеть старше. А ведь пела Черепаха Тортила: "Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись!"