Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Netflix против всех: как онлайн-кинотеатр меняет киноиндустрию

Фото: © Flickr/Yvonne Esperanza

Post cover

Ближайшие несколько недель все мировые СМИ будут обсуждать проколы, скандалы и достижения прошедшей церемонии вручения премии "Оскар". Однако за общим блеском и спорами вокруг премии фактически незамеченным осталось главное событие "Оскара". Впервые в истории премию получила картина, принадлежащая стриминговому сервису Netflix. И да — пускай "Белые шлемы" можно обвинить в конъюнктуре, сказать, что это — всего лишь документальная короткометражка, но останавливаться на достигнутом интернет-кинотеатр явно не собирается. Обозреватель Лайфа рассказывает о том, как Netflix может перевернуть киноиндустрию с ног на голову.

Netflix появился на рынке в 1997 году и изначально занимался прокатом DVD-дисков, используя при этом достаточно трудоёмкую схему доставки клиенту DVD по почте. Но руководство компании крайне быстро смекнуло, что будущее за Интернетом, и в 99-м году был создан потоковый интернет-сервис, работающий по системе Video on Demand (видео по запросу). 6 января 2016 года исполнительный директор компании Рид Хэстингс неожиданно объявил, что отныне Netflix будет доступен в 130 странах, одной из которых стала Россия с её обширной потенциальной аудиторией. В итоге за 2016 год число абонентов выросло на 19 миллионов человек и на сегодняшний момент составляет 94 миллиона. Для сравнения: в 2014 году эта цифра составляла 57 миллионов человек.

Фото: © East News

Такой рост зрительской аудитории на самом деле очень просто объяснить. Например, твоя девушка решила на ночь посмотреть с тобой свою любимую романтическую комедию — ты просто платишь 8 евро, терпишь полтора часа её сентиментальных слез, а потом сам весь ближайший месяц наслаждаешься "Карточным домиком", "Сорвиголовой" и "Джессикой Джонс". Именно сериалы собственного производства сделали из компании того гиганта, каким она является на данный момент. На производство оригинального контента в 2017-м Netflix изначально планировала потратить более 6 миллиардов долларов. Естественно, по ходу эта цифра ещё претерпит изменения в сторону увеличения.

Можно оправдывать действия Netflix тем, что компании просто некуда девать деньги. Однако только продюсеры стримингового сервиса вкладываются в проекты, в которые не верят крупные голливудские студии. Никто в здравом уме не был готов дать денег Максу Лэндису на разработку сценария фэнтезийного триллера-боевика, в котором Уилл Смит отстреливается от орков с дробовиками на улицах Лос-Анджелеса. Netflix не побоялся, и вот уже тизер картины Дэвида Эйра "Яркость" собирает 3 миллиона просмотров только на официальном канале компании в YouTube.

Более того, сервис вложился в проект-мечту Мартина Скорсезе "Ирландец". От фильма отказалась Paramount, разочарованная провалом "Молчания" в домашнем прокате, и 10-летний долгострой, который так старательно вынашивал оскароносный мэтр на пару с Робертом Де Ниро, подхватил сервис. История гангстера Фрэнки Ширана тянет в своём синопсисе и авторах как минимум на номинацию "Лучший фильм" на церемонии вручения премии "Оскар" следующего года. Главное — успеть снять. И, таким образом, можно проследить план коварных руководителей Netflix.

Прекрасно понимая, что политически верная документалка про добровольцев, спасающих из под завалов в Иране женщин и детей, возьмёт свою награду в этом году, за несколько дней до церемонии они объявляют о подхваченном проекте Скорсезе, как бы закидывая удочку на следующий год. А вы можете себе представить, что произойдёт, если "Оскар" за лучший фильм получит картина, которую можно будет посмотреть, только оплатив месячную подписку на стриминговый онлайн-сервис? Телевизионные каналы уже свыклись с новой реальностью и используют модель Netflix для продвижения своих проектов в Интернете. Посмотреть все серии нескольких шоу от Disney и NBC можно, оплатив подписку на официальном сайте каналов. Очень скоро на подобную модель перейдёт и HBO.

Фото: © East News

Сейчас абсолютно не ясно, что будут делать киношные прокатчики и как будут выкручиваться из ситуации, когда миллионы людей ринутся смотреть фильм-триумфатор "Оскара" не в кинотеатр, похрустывая поп-корном, а к себе домой на диван, получив за 8 евро доступ не только к условному "Ирландцу", но и к огромной библиотеке фильмов и сериалов, которые они смогут посмотреть в любой момент.

Только к России, привыкшей смотреть оригинальный контент стриминговых сервисов на торрентах, всё это не имеет никакого отношения. Готовящийся закон о необходимости онлайн-кинотеатров получать прокатные удостоверения может ещё сильнее загнать отечественного зрителя в поле пиратства. По мнению вице-президента по контенту и контентному маркетингу крупнейшего российского онлайн-кинотеатра Ivi.ru Софьи Квашилавы, российский рынок стриминговых сервисов находится в той точке развития, в которой Netflix был шесть лет назад.

— У Netflix если не идеальная, то близкая к таковой схема развития. Понятное дело, что они, отжав кусок пирога у телевизора, стремятся получить ещё и деньги кинотеатров. Над этим у них работает команда больших профессионалов, которые выискивают лучшие проекты и лучших людей, не по именам, а по насыщению и уровню таланта. Это то, к чему хотим стремиться и мы. Правда, российские реалии абсолютно иные. У нас нет тех финансовых возможностей, и поэтому мы только-только дошли до ко-продакшена с телеканалами и кинокомпаниями, — объясняет Софья Квашилава.

Фото: © Flickr/Helge

В итоге мы рискуем опять пропустить международную революцию киноиндустрии или же присоединиться к ней спустя много лет. И мы рискуем потерять отличный способ продвижения российского продукта на международный рынок, которым уже пытаются пользоваться такие компании, как "Среда" Александра Цекало, продавшая права на свои сериалы Netflix.

Выбор редакции

Loading...