Новую солнечную батарею Panasonic могут установить на крышу Tesla Model 3
Фото: © Polaris/East News
Использование солнечной энергии сможет покрыть до десяти процентов энергопотребления машины и увеличить её запас хода.
Panasonic, главный поставщик солнечных батарей для Tesla, выпустил фотоэлементную панель для установки на крыше электромобилей и гибридов. Пока она будет использована только на Prius, однако ряд наблюдателей уже предположили, что её установят и на Model 3, которой будет доступна така опция (возможно, батареи будут даже автоматически раскладывающиеся). Об этом сообщает Panasonic и пишет Elecktrek.
Новые солнечные батареи на крыше Model 3 существенно увеличат дальность её пробега и снизят затраты владельца на заправку
Фото: © Polaris/East News
Новый модуль японской компании занимает ограниченное пространство (ориентировочно 0,9 на 1,5 метра) и при этом имеет номинальную мощность в 180 ватт. Это достигается за счёт высокого коэффициента полезного действия (20–25 процентов) батареи, использующей технологию гетероперехода с внутренним тонким слоем (Heterojunction with Intrinsic Thin-layer, HIT). В ней поверх слоя обычного монокристаллического кремния методом осаждения наносят тонкий слоя аморфного кремния. Первый вид кремния лучше вырабатывает электричество под прямыми солнечными лучами, а второй — под косыми или рассеянным облаками светом.
В результате новинка резко выделяется среди всех модулей, когда-либо ставившихся на серийные машины. Ранее батареи вырабатывали всего несколько десятков ватт, из-за чего применялись только для подзарядки вспомогательного свинцового аккумулятора, подобного тому, что стоит на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. В силу большого роста мощности новая панель впервые сможет заряжать и основную, литиевую батарею электромобиля или гибрида.
Как отмечают отраслевые наблюдатели, Tesla берёт солнечные батареи только у Panasonic (они строят совместный завод в США), а других настолько же эффективных продуктов до сих пор на рынке нет. Практически наверняка новый модуль будет интегрирован в крышу Model 3. О том, что для неё будет доступна опция "солнечной крыши", ранее уже заявлял Илон Маск.
Годовая выработка солнечной батареи зависит от её коэффициента использования установленной мощности. В несолнечных местах он около десяти процентов (эквивалентен 850–900 часам работы фотоэлемента на полной мощности), в регионах вроде Крыма или Калифорнии — до 25 процентов (эквивалентен 2100–2200 часам работы). Исходя из этого, выработка 180-ваттной батареи на крыше машины будет равна 150–400 киловатт-часам в год. Электромобиль класса Model 3 потребляет 15 киловатт-часов на 100 километров, то есть одна батарея даст ему всего 1000–2600 километров дополнительного пробега в год (5–13 процентов ежегодного среднего пробега).
В то же время Илон Маск, говоря о внедрении такой опции, отметил, что солнечная батарея Model 3 может быть самораскладывающейся на стоянке, чтобы увеличить её рабочую площадь. С двумя панелями такого типа, который внедрил Panasonic, даже в несолнечных местах Model 3 сможет покрыть до десяти процентов своего годового пробега за счёт собственных фотоэлементов. Что важно, настолько же вырос бы и пробег на одной зарядке. Без них самая дешёвая версия Model 3 будет иметь дальность от 340 километров, более дорогая — до 480 километров.