Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
3 марта 2017, 08:00

"Любовь с ограничениями" — кино с ограниченными возможностями

Кинообозреватель Лайфа Юрий Крук — о том, почему провалилась первая попытка снять массовое российское кино про инвалидов.

Кадр фильма: "Любовь с ограничениями"/Кинопоиск+

Что вам приходит в голову, когда вы слышите фразу "российское кино про инвалидов"? Наверняка какой-то сложный и мрачный артхаус, снятый Звягинцевым или Балабановым, и обязательно с трагичным финалом, где если не все умерли, то всем точно плохо. Если же убрать из этой фразы слово "российское", то в памяти мгновенно всплывает "А в душе я танцую" Дэмиена О'Доннелла и "1 + 1" Оливье Накаша и Эрика Толедано. Благодаря этим картинам весь мир узнал, что равноправие и толерантное отношение к людям с серьёзными заболеваниями выражается не только в проявлении заботы и жалости, но и по большей части в том, чтобы шутить над этими проблемами, ведь в смехе гораздо больше жизни, нежели в сострадании. Понятное дело, что российскому кино нужен был свой "1 + 1", коим и попытался стать фильм "Любовь с ограничениями" Дмитрия Тюрина.

Сценарий картины связан с указом президента России, по которому в каждой крупной компании должно работать два процента людей с ограниченными возможностями. Именно этим указом и решает воспользоваться главный герой фильма — вполне здоровый провинциал Миша, не сумевший устроиться на работу в Москве. С помощью несложных манипуляций и связей он обзаводится всеми необходимыми документами, инвалидной коляской — и вот уже офис компании "Наш газ" распахивает перед ним двери. Так ещё и работать он будет под руководством своего кумира, ведущего тренинги по личностному росту и достижению успеха. Правда, чтобы заслужить доверие и уважение босса, Мише нужно отобрать у клуба людей с ограниченными возможностями здание. А он так не вовремя встретил там любовь всей своей жизни.

Даже из описания завязки видно, как много всего создатели постарались запихнуть в фильм. Тут тебе и романтическая линия, и сатирический взгляд на руководство госкомпаний, и история перерождения из циника в борца за права слабых, как в "Замёрзшей из Майами" с Рене Зеллвегер. Но, вообще-то, по задумке это кино про то, что инвалиды такие же, как мы, даже лучше. Всё это нагромождение в сюжете — от боязни, что тема инвалидности в нашей стране — тема, о которой сложно и не принято говорить. И от страха же в картине появляется несколько откровенно туалетных шуток — ведь зритель должен посмеяться, это же комедия. Хотя живой смех и эмоции в зале вызывают вполне предсказуемые гэги с пандусом и прочими трудностями передвижения по Москве, с которыми сталкивается любой человек на коляске. Когда "Любовь с ограничениями" не пытается натужно шутить, она превращается во вполне себе сентиментальную мелодраму про любовный треугольник.

Перефразируя реплику героини Анны Старшенбаум, которая в одиночку пытается вытащить на себе весь фильм, можно сказать, что "Любовь с ограничениями" только притворяется фильмом про инвалидов, а не является им. В первую очередь потому, что, когда в кадре появляются реальные люди на колясках, ты перестаёшь верить актёрам Алексею Воробьёву и Павлу Прилучному. Зрителю не рассказывают человеческих историй. Мы узнаём, что главный герой Миша (Прилучный) — юрист, из его собственной реплики. Про героя Воробьёва понятно, что он, видимо, бывший член сборной страны по фехтованию и, видимо, разбился, гоняя на мотоцикле. На это намекают фотографии и реквизит. Марина, сыгранная Анной Старшенбаум, — просто выкристаллизованный любовный интерес. Кто она? Почему оказалась в инвалидной коляске? Это не интересно ни главному герою, ни сценаристу с режиссёром. Зато она нужна для пронзительных монологов, для того, чтобы зритель поверил, что хоть кто-то на съёмочной площадке прочувствовал тему фильма, ну и для того, чтобы главный герой понял, что девушка, которая любит, важнее статусной работы и красного "феррари". Понял внезапно, буквально за секунду. Просто так.

Если бы можно было взять в руки монтажные ножницы, вырезать из фильма всё, что связано с, прости господи, компанией "Наш газ" и побочной сюжетной линией с другом главного героя в исполнении Ильи Глинникова, и оставить только любовный треугольник Прилучный — Старшенбаум — Воробьёв, то получилась бы отличная короткометражка, полностью отвечающая целям, которые ставили перед собой создатели. И слёзы во время просмотра сцены танца на колясках лились бы у зрителей куда охотнее. Да и монолог-мораль, обращённый от лица главного героя ко всем людям с ограниченными возможностями, бил бы в цель куда сильнее. В целом видно, что российское кино способно снять свой "1 + 1" и умеет это делать. Только прячет главную тему за нагромождением сюжетных линий, чтобы угодить всем и ненароком не пролететь в прокате.

Премьера фильма "Любовь с ограничениями" намечена на 9 марта.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar