Транспортная блокада, или Как я обыграл Коломойского
Журналист, эксперт по коммуникациям Алексей Агуреев — о транспортной блокаде Донбасса и о том, как в этой ситуации нужно действовать.
Весной 2010-го на мобильный позвонили:
— Алло, это Алексей, руководитель пиара горно-металлургического холдинга?
— Да, слушаю вас.
— Это директор информационного агентства... (дальше шли имя человека и наименование одного из многочисленных на Украине СМИ). Нам вас только что заказали!
— В каком смысле?
— Да не волнуйтесь вы так, пока только в информационном. В физическом — это не к нам! Но мы готовы договориться, — намёк звонившего был совершенно определённым. Он был спокоен и весел. Ещё бы, он был в беспроигрышной ситуации: деньги за джинсу уже были у него, считай, в кармане, а почему бы и не попробовать срубить ещё больше бабла с жертвы?
— А кто заказал?
— Ну так я вам всё и сказал. Но могу поделиться, что мочить вас будут на природоохране. Завтра ждите гостей.
К тому времени я уже около года работал в качестве вице-президента по связям с общественностью металлургического холдинга, и всё это время против компании на Украине велась настоящая рейдерская война, в том числе и в виде полной транспортной блокады. Дело в том, что за несколько лет до этого компания приобрёла на Украине несколько активов, владельцем которых ранее был широко известный ныне Игорь Коломойский. Продать-то он их продал, а вот расставаться — явно не хотел.
Провокации, подложные документы, подставные организации — это давно обкатанная в бизнесе схема. Ребята Коломойского работали не на авось, а по проверенным лекалам.
Почти анекдотичная ситуация сложилась вокруг комбината по добыче железной руды. В ходе приватизации его поделили на две части: ближе к железной дороге (оставшееся у Коломойского) и второе — наше предприятие (которому, чтобы вывезти продукцию, надо было проехать по территории соседа). Разумеется, при продаже оговаривалось, что предприятия будут иметь свободный доступ к железной дороге. На деле же, как только грянул кризис, так сразу же возникли проблемы: то вагонов нет, то с пропускной способностью незадача, то стрелка сломалась.
Что делать в такой бизнес-среде иностранному (то есть российскому) инвестору? Провели пресс-конференцию, рассказали о ситуации, привлекли внимание общественности. Журналисты пришли, написали, а в ответ... А в ответ вдруг с территории их предприятия пропал железнодорожный путь. Тот самый, по которому мы вывозили продукцию. Просто представьте себе масштаб: унесли пару рельсов, хорошо, что вовремя заметили, а то могли быть и крушения, и жертвы. А на вопрос, куда делись рельсы, смешливый такой ответ: наверное, "охотники за металлом" сдали их во вторчермет.
Но решение всё же было найдено — и неожиданное, и простое: проложить свою ветку до железной дороги и таким образом обойти территорию комбината Коломойского. Но как только о строительстве новой железнодорожной ветки стало известно, вот тут-то и настало время нас, пиарщиков.
Сначала какие-то бритоголовые люди ворвались на стройку и попытались сорвать работу. Конечно, у них на майках не было написано ничего, что свидетельствовало бы о принадлежности к Коломойскому, но месседж они пытались донести вполне очевидный. Охрана стройки не подвела. Затем в узком месте, там, где территории комбинатов граничат друг с другом и где должна была пройти новая ветка, появился тепловоз и пара строительных машин. Они просто стояли, перегораживая путь строителям.
И тут звонок, с которого и начался рассказ, и сакраментальная фраза: "Вас заказали!" Звонок такого рода в тот день был уже третий или четвёртый по счёту. Каждый из звонивших сначала рассказывал, что его СМИ наняли нас мочить, а потом скромно предлагал свои услуги.
Но мы в такие игры не играем.
Дело было нелёгким, так как Коломойского не зря называют олигархом: иногда создавалось впечатление, что ему принадлежит чуть ли не половина украинских СМИ.
Но из опыта антирейдерской борьбы я знал: никакой олигарх не может скупить все СМИ. И те, кого он обошёл своим финансовым вниманием, при случае готовы рассказать о нём правду.
Как же удалось тогда противостоять в СМИ напору пишущих и снимающих "коломойских", тем более — на его территории? Наверное, благодаря жёсткому своду правил, эдакому мануалу.
1. Открытость и доступность — ну, с этим всё понятно. Любой журналист всегда рад заполучить собственный источник и любит, чтобы компания комментировала его вопросы на высоком уровне. Дай репортёру такой источник — и он на подсознательном уровне начинает проповедовать твою точку зрения.
2. Бери информационную инициативу в свои руки. Всё, что я сделал после звонков, — это немедленно выпустил пресс-релиз, где сообщил, что против комбината готовится провокация на экологическую тему, что мне звонят СМИ и пытаются шантажировать, а также дал полный расклад по реальной экологической ситуации и по инвестициям компании в экологию.
Пошли звонки от горе-вымогателей с претензиями:
— Как же так, Алексей, — обиженно спрашивали меня собеседники. — Мы вам хотели помочь, по-честному предупредили вас о провокации, а вы нас так бессовестно слили? Нам же теперь этого заказа не дадут!
3. Тщательно изучай тех, кто играет на другой стороне, — зачастую от безнаказанности они и сами подставляются по полной программе.
4. Будь готов к самым идиотским провокациям. Твой оппонент рассуждает так: если этот шаг и выглядит как идиотизм, это не значит, что его не стоит делать.
Само собой, что мой ход "с разоблачением сеанса белой магии" мог только отсрочить провокацию — на пару дней. Видимо, люди Коломойского решали, как быть. Но потом решили ни на что не обращать внимания и действовать, как было запланировано. В результате через несколько дней у ворот предприятия остановился автобус, из него выскочило человек десять с плакатами и почему-то со скворечниками, один из "демонстрантов" был одет в маскарадный костюм птицы, и пара человек с камерами.
Приехавшие подбежали к вывеске комбината, прокричали какой-то лозунг, человек в костюме птицы помахал руками, как крыльями, а потом все снова быстро погрузились в автобус и уехали. Продолжалось всё это действо не более 10 минут, но зато на принадлежащем Коломойскому ТВ-каналу и в его агентствах и газетах рассказали о демонстрации экологов. Заодно объявили и о пресс-конференции некой "экологической организации".
Простой запрос в "Яндексе" сразу же дал результат. Эти "экологи" неоднократно светились яркими заявлениями и акциями на территории Украины. Да вот беда: у каждой структуры, против которой они выступали, напрямую пересекались интересы со структурами Коломойского то в нефтяном секторе, то в энергетическом, то в банковском.
Что же делать? Ведь эти ручные борцы за охрану окружающей среды обвиняют комбинат в уничтожении 40 деревьев и даже трясут каким-то официальным документом об экологической проверке.
5. Навяжи оппоненту свою "повестку дня" и души его в своих объятиях.
На самом деле, экологический ход и от начала и до конца выдуманный рассказ и про срубленные деревья, и про птиц, которым больше негде гнездиться (вот почему они тогда размахивали скворечниками), и про акты проверки (которой на самом деле не было) — всё вместе хоть и напоминало Оруэлла, но в условиях контроля значительной части СМИ олигархом могло сработать.
Я тут же ознакомил журналистов (а контактов в тот момент забито в телефон у меня было уже немало) и с историей этих "чёрных экологов", и с тем фактом, что проверка и документ по её итогам — самая банальная ложь. Но осадочек, как говорится, оставался. Что было делать?
Решение пришло внезапно, во время разговора с одним из репортёров, который в очередной раз интересовался — так всё-таки рубили мы деревья или нет?
— Знаете что, — говорю я ему, — надо полностью поменять подход к этому вопросу. Надо не искать виноватых, а охранять природу на деле, а не на словах. Мы предлагаем в каждой точке присутствия нашей компании на Украине посадить настоящий сад. И более того, мы призываем этих так называемых экологов перейти от слов к делу. Последуйте нашему примеру и начинайте сажать деревья.
И вот уже украинские агентства разносят, что как часть празднования 65-летия Победы во всех точках присутствия нашей компании её сотрудники на субботниках и воскресниках высадят по 65 деревьев. В тот день мне пришлось рассказывать об акции, наверное, не одному десятку журналистов. И в каждом мини-интервью я подчёркивал, что "экологам" пора переходить от слов к делу: брать в руки лопату и сажать деревья.
Ну сколько могли продержаться "экологи"? Ну, два-три дня, ну максимум — неделю, пока их самих не достали журналисты с вопросом, будут ли они сажать деревья или только языком трепать.
Через неделю мне позвонил представитель "экологов" и заявил, что они хотят принять участие в высадке деревьев в Днепропетровске.
— Ребята, да всегда пожалуйста, — говорю я. — Сообщу вам за сутки до высадки место и время.
Ровно через день я отзвонился "экологам" и позвал их на следующее утро в Днепропетровск. Часам к 11 приехало несколько человек, злых от бессонной ночи в автобусе и похожих куда больше на городских пижонов, чем на любителей природы. Им вручили лопаты, рукавички, саженцы, подвели к заранее выкопанным ямкам — и под внимательным оком камер были посажены деревья. Когда акция закончилась, "экологов", которым пришлось говорить о нас хорошие слова, посадили в автобус и проводили в Киев.
Вечером того же дня я звоню их представителю:
— Ну как, благополучно добрались?
— Да вот, только в город въезжаем...
— Ну, а я звоню, как и договаривались, предупредить. Завтра у нас посадка в следующем городе. Приезжайте, будем рады.
— Знаете что, Алексей, — слышу я в ответ, — давайте так. Мы вас больше не трогаем, но и вы нас больше не трогаете.
Цугцванг удался, задушили в объятиях пиарщиков олигарха на его собственной территории. А деревья мы всё равно посадили везде, как и обещали.
Уверен, что схожим образом закончится и ситуация с транспортной блокадой предприятий Донбасса. А вот кого мне искренне жаль, так это украинские предприятия металлургического гиганта "Арселормиттал". Они ещё в декабре жаловались на схожую транспортную блокаду — тоже чем-то кому-то помешали.