Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 марта 2017, 08:55

О чём не рассказали в репортажах с MWC-2017?

Что показали на MWC, кроме гаджетов? Как скоро умный дом станет доступен каждому? Насколько ближе к России стало 5G? Чем "интернет вещей" поможет обычной домохозяйке и почему умный автомобиль оказался не таким умным, как мы рассчитывали? Лайф подводит итоги крупнейшей телекоммуникационной выставки года.

Фото: © REUTERS/Paul Hanna

Фото: © REUTERS/Paul Hanna

Отмена международного роуминга

В развитых странах сегодня 55% путешественников отключают свой телефон, в смысле, не пользуются роумингом, чтобы избежать высочайших и непрозрачных расходов. В развивающихся странах доля "отказников" доходит до 90%. Председатель ассоциации GSM (в которую входят практически все операторы мира) пообещал оставить роуминг в прошлом ещё до окончания своего срока на этом посту. Тем временем Ericsson уже продемонстрировал готовое решение для 5G-сетей с поддержкой так называемого слайсинга — это когда логически сеть одного оператора присутствует в сети другого. Если на пальцах, то это как если бы вы взяли свой домашний Wi-Fi-роутер и пошли с ним в гости к другу: если там есть провод, который в него можно воткнуть, то все ваши гаджеты решат, что вы никуда и не уходили, и привычно подключатся к той же сети. При слайсинге никакие роутеры не возят: виртуальная облачная сетевая инфраструктура на то и виртуальная облачная, что ей всё равно, где физически стоит оборудование.

Операторы превращаются в контент-провайдеров

Выручка операторов в последние годы растёт смешными темпами порядка 2–3% в год, при том что объёмы потребляемого трафика — на десятки и сотни процентов. Стало понятно, что выдоить из абонентов больше уже затруднительно — они не будут готовы увеличивать свои расходы на связь. OTT-сервисы — то есть те же Skype, Whatsapp и Facebook Messenger — отбирают у операторов хлеб, ведь никто уже не звонит просто по номеру и не пишет СМС. Поэтому источники дохода приходится искать в других местах. Например, Big Data: имея обезличенные данные о привычках и перемещениях своих абонентов, оператор может использовать их как для продажи таргетированной рекламы, так и для проведения различных маркетинговых исследований по заказу сторонних компаний. Рынок одной только рекламы с таргетингом по геолокации оценивается в $18,2 млрд к следующему году с прогнозом последовательного роста в среднем почти на 30% ежегодно в среднесрочной перспективе. И, конечно, очевидное решение — попытаться сотрудничать с ОТТ-сервисами. "Вымпелком", например, представил новую стратегию развития и даже переименовался в VEON — по названию своей новой контент-платформы. Региональные бренды, в частности, "Билайн", останутся, но оператор будущего — это не оператор, а "персональная интернет-платформа" со всеми необходимыми сервисами. В частности, VEON уже заключил соглашения с видеосервисом STUDIO+, музыкальным сервисом Deezer, Mastercard для мобильных платежей в один клик и прочими. Идея в том, что оператор — не просто "труба в Интернет", а "одно окно", из которого ты получаешь всё, что тебе интересно. Платишь, собственно, туда же.

Мобильные платежи... 

...вообще заслуживают отдельного упоминания. В мире уже 500 миллионов пользователей мобильных платежей у 277 сервисов в 92 странах. В 35 из этих сервисов — более чем по миллиону пользователей в каждом. 174 миллиона аккаунтов активны, и бурный рост продолжается: в развивающихся странах системы, в которых можно просто перевести друг другу деньги по номеру мобильного телефона, успешно заменяют банковские карты, проникновение которых крайне невелико. Роль банка выполняет оператор: у него уже есть доступ ко всему населению, розничная сеть и желание зарабатывать на комиссионном вознаграждении.

"Интернет вещей"

Тут операторы и производители, кажется, поняли, что продать массовому пользователю идею холодильника, общающегося с утюгом и зубной щеткой, пока будет затруднительно, поэтому устремились в сторону умных производств и умных городов. Мы находимся на пороге бурного развития LPWA-сетей; LPWA расшифровывается как Low Power Wide Area Network, то есть это сети с большим территориальным охватом, но низкой мощностью передатчиков, которая, в свою очередь, обеспечивает автономность конечных устройств в несколько лет. Главное достижение здесь — это принятие наконец общих стандартов, и вместо проприетарных решений теперь будут совместимые между собой. Пока, правда, сохраняется фрагментация; "война форматов" не завершена, и на рынке присутствуют сразу три спецификации: NB-IoT, LTE-M и EC-GSM-IoT. NB-IoT энергоэффективнее, зато LTE-M дешевле в реализации, ибо разворачивается уже на существующих LTE-сетях. В частности, о запуске LTE-M в Бельгии и Испании в этом году (а в остальных странах Европы позднее) на MWC-2017 объявил транснациональный оператор Orange; а в Африке, где нет LTE, он будет разворачивать EC-GSM. Vodafone уже запустил в Испании NB-IoT и планирует развивать этот стандарт по всей Европе. AT&T готовится обеспечить ковровое покрытие LTE-M в США и Мексике. Китайский гигант China Mobile будет строить и LTE-M, и NB-IoT. В России, увы, пока есть только "соглашения о намерениях протестировать" новые технологии. Всё же энтузиасты и инфраструктура — две вечные проблемы нашей страны.

Робоавтомобили

В этот раз MWC можно было запросто перепутать с автомобильной выставкой. Подключённые к Интернету умные машины — ещё один очевидный тренд, а одним из главных анонсов выставки стали соревнования Roborace — гоночных машин, управляемых роботами. В конце концов, в той же "Формуле-1" уже давно всё в основном зависит от технологий, а не от пилота, поэтому почему бы не заменить пилота искусственным интеллектом и не состязаться в том числе и в создании алгоритмов для него? Тут как раз уже будет битва умов, а не битва бюджетов: идея в том, что у всех команд робоавтомобиль с точки зрения железа один и тот же, и главное — наиболее эффективно написать под него софт. В машине два радара и шесть камер, и она производит до 24 миллиардов вычислительных операций в секунду. Логично предположить, что точно так же, как традиционный автоспорт всегда был источником технологий для массовых серийных машин, находки, сделанные при разработке софта для робогонщиков, дадут толчок для развития беспилотных авто ближайшего будущего.

Мобильная виртуальная реальность

На конференциях выставки много говорилось о том, что через 5–10 лет системы дополненной и виртуальной реальности будут сопровождать нас всегда и везде примерно так же, как сегодня нас сопровождают смартфоны. Собственно, новые смартфоны, тот же Google Pixel или флагманы Samsung, уже разрабатываются с прицелом на виртуальную реальность, а уж разных шлемов и очков даже на стенде последнего полуподвального китайского производителя — завались, не говоря уже о серьёзных решениях тех же Oculus и HTC — последняя, хоть и почти умерла как производитель смартфонов, в VR-мире чувствует себя неплохо. Вопрос только в скорости сетей: для картинки 2К-качества современных LTE-сетей с некоторым скрипом хватает, но для полного эффекта погружения нужно всё же 4К и прочее UltraHD (8K и выше). А для этого нужны уже 5G-сети, которые запустятся не раньше 2020 года — к тому времени нужно успеть создать у людей потребность в развлечениях нового типа, что сейчас и делается с помощью дорогих игрушек.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar