И батуты свои забирайте! США больше не нужны российские ракетные двигатели
Компания миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin показала первые фото ракетного двигателя BE-4, созданного на замену российскому РД-180. Журналист Лайфа Михаил Котов разобрался, чем это может грозить российскому экспорту и влиянию на мировом рынке космических технологий.
Повод для гордости
Российские РД-180 последние годы были предметом законной российской гордости. Созданные в середине 90-х годов прошлого века, эти двигатели стали неотъемлемой частью американских ракет-носителей Atlas III и Atlas V. Они смогли победить даже санкции: после ухудшения отношений с США в 2014 году американцы скрепя сердце продолжали покупать РД-180.
Джон Маккейн не раз выступал в сенате с требованиями прекратить, не пущать и отказаться от российских двигателей, однако нужды космонавтики оказались сильнее популизма и политики. На поставку РД-180 так и не было наложено вето.
Кроме гордости, стоит сказать, что продажа РД-180 — это весьма весомый вклад в бюджет России. Точная стоимость двигателя не называется нигде, однако, согласно документам 2010 года, каждый экземпляр обошёлся американцам в девять миллионов долларов. К настоящему времени цена ещё сильнее выросла, и каждый из них, по мнению экспертов, стоит от 11 до 15 миллионов долларов. Всего же мы поставили США более двухсот таких двигателей.
Первый контракт был заключен в 1997 году и предусматривал поставку 101 РД-180. Последний подписанный в 2014 году контракт добавил в копилку НПО "Энергомаш" деньги за ещё 29 двигателей. По состоянию на январь 2016 года, несмотря на все запреты и критику конгресса, Соединённым Штатам Америки жизненно необходимо было купить хотя бы ещё 16 российских двигателей.
Именно РД-180 становились главным аргументом в споре о возможностях российской космической промышленности. Благодаря им практически во всех значимых американских космических проектах последних лет была доля российского участия. При использовании этих двигателей осуществлялись такие миссии, как полёт к Плутону "Новые горизонты" (2006), миссия к Луне Lunar Reconnaissance Orbiter (2009), запуск аппарата для исследования Солнца "Обсерватория солнечной динамики" (2010), миссия к Юпитеру "Юнона" (2011), миссии к Марсу Mars Reconnaissance Orbiter (2005), "Марсоход Кьюриосити" (2011) и MAVEN (2013), миссия по добыче грунта астероида OSIRIS-REx (2016).
В интересах государства
Понятно было, что долго такая зависимость продолжаться не могла. Стоит отметить, что и наши политики любили при случае напомнить, "кто в доме хозяин", и всячески показывали американскую зависимость, не замечая бревно российской космонавтики, пользующейся множеством компонентов со всего мира. Особенно напирал на значимость ситуации вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Шантажировать курицей, несущей золотые яйца, дело неблагодарное. Будь отношения между странами лучше, возможно, и не было бы такого политического давления на факт зависимости американской космонавтики от российских двигателей. В нынешней же ситуации это стало вопросом престижа, и решать ситуацию принялись сразу с нескольких сторон.
Одним из решений стала разработка замены силами компании Blue Origin. United Launch Alliance (ULA), занимающаяся пусками Atlas V, первая ступень которых не взлетит без российских двигателей, заключила контракт с миллиардером Джеффом Безосом на создание аналога российского РД-180.
Двигатель для разборки специалистам вручили, денег дали и мотивировали изо всех сил. Задача создать ракетный двигатель с требуемыми характеристиками, имея перед собой рабочую модель, — для современной промышленности сложная, но не невозможная. Для Безоса, который пришёл в "большой космос" с проектом катать миллионеров за линию Кармана (100 километров над уровнем моря), это был шанс громко войти в мир больших космических бюджетов. И глупо было думать, что он бы им не воспользовался.
Новости импортозамещения
6 марта Джефф Безос опубликовал в своём "твиттере" два первых снимка BE-4. Это пилотный экземпляр, а на подходе уже второй и третий. Всего два с лишним года ему потребовалось для того, чтобы создать несколько двигателей из опытной партии. Спору нет, выглядят они красиво, теперь дело за испытаниями.
Ближайший год каждый из этих двигателей пройдёт несколько огневых тестов, чтобы подтвердить заявленные характеристики. Если это произойдёт, то, скорее всего, в конце 2018 — начале 2019 года в небо отправится первый тестовый Atlas V, оснащённый "импортозамещённым" двигателем. То есть, теоретически, года через два-три состоится первый запуск полностью американских "Атласов".
Скорее всего, до этого срока США придётся приобрести ещё несколько российских РД-180. Проектов много, и смысла тянуть нет. Да и конгресс будет достаточно просто уговорить на совершение сделки в последний раз. Даже если таких "в последний раз" будет несколько.
Анастасия Ягужинская: Это последний русский, Серёжа. Он меня понимает и жалеет. Шевалье Де Брильи: Мне надоел этот последний русский, и предпоследний тоже! "Гардемарины, вперед!" |
Всё дело в том, что пока ещё не была озвучена самая важная цифра: сколько же будет стоить этот двигатель для американской космонавтики. Уверен, что во время оглашения этой цифры конгрессу Безос скажет что-нибудь вроде: "Ребята, вы хотели не зависеть от русских — держите. Да, дороговато, но это и есть цена свободы!" И ничего другого не останется, кроме как вписать эти дополнительные расходы в стоимость запуска.
Российский двигатель потому и закупается США и Китаем, потому что сочетает в себе прекрасное качество и очень конкурентоспособную цену. Покупка РД-180 была обоюдовыгодным бизнесом до того, как в дело вмешалась политика. Впрочем, действительно за всё придётся платить. Всем.
Чем сердце успокоится
Итог следующий: США сумели мобилизовать производство и приготовить замену российским РД-180. Не стоит забегать вперёд и ждать запусков в самое ближайшее время, однако можно сказать точно — время РД-180 на американском рынке сочтено.
Индейская пословица гласит: "Если лошадь сдохла — слезь!" Не стоит сидеть возле трупа и уговаривать его двигаться дальше, это уже в прошлом. На лошади по имени РД-180, созданной ещё советскими инженерами, мы проехали столько, сколько можно. Дальше придётся пешком.