Принцессы, которым не нужны принцы. Как феминизм сломал студию Диснея
Disney прошла путь от компании, созданной человеком, открыто поддерживающим Гитлера, до самой толерантной студии, в фильме которой впервые появится персонаж-гей. Вместе со студией, старающейся следить за всеми мировыми трендами, менялись и развивались и её герои. Как Disney стала главным оплотом феминизма, разбирался обозреватель Лайфа.
16 марта в российский прокат выходит киноадаптация классической диснеевской сказки "Красавица и чудовище", которая ещё до премьеры успела наделать шума скандалом о появлении первого в истории студии открытого персонажа-гомосексуала. В преддверии 8 марта данная шумиха выглядит особенно интересно, так как отношение студии к мужским и женским персонажам разительно менялось год за годом, постепенно выводя принцесс на первый план и отодвигая принцев и их помощников куда подальше.
Белоснежка в ожидании мужчины
Уже в "Белоснежке" 1937 года, первом культовом полнометражном фильме Disney, стало понятно, что женщины играют в сказочной вселенной Микки Мауса основополагающую роль. Единственные мужские персонажи в картине показаны нарочито неуклюжими, глупыми и зацикленными на собственной работе. От женщин им нужно, чтоб всё было постирано, убрано и еда была приготовлена, пока они, распевая песенки, добывают уголь в шахтах. Белоснежка, пусть и выступала, по большей степени, домработницей, демонстрировала, что на самом деле на вот таких вот хрупких плечах и держится этот мир. Правда, в итоге она всё равно превратилась в классическую "даму в беде", спасти которую может только прекрасный принц. Так ещё и через поцелуй. А большую сексуальную объективацию и представить сложно.
Фото: © Kinopoisk/"Белоснежка и семь гномов"
Золушка в поисках мужа
Так или иначе принц был крайне важен для диснеевской принцессы. Встреча с ним — главная цель Золушки. Вся жизнь главной героини фильма 50-го года строится вокруг мужчины. Чтобы добиться его, она готова пойти на всё. "Золушка" была своеобразным гимном зависимости женщин не только от мужчин, но и от обстоятельств. Героиня изо всех сил старалась выбраться из ловушек, в которые загнала её судьба, вот только спасение она видит в мужчине, который заберет её во дворец, за которым можно будет спрятаться, как за каменной стеной.
Спящая красавица ждёт спасения
"Спящая красавица" — во многом история про судьбу и неизбежность. Несчастная принцесса Аврора с рождения приговорена к тому, что умрёт на своё шестнадцатилетие. Сама она ничего о проклятии не знает и просто ждёт своей участи. Ведь её единственная цель — разлечься в глубоком сне и ждать того самого принца, который придёт и, опять же, поцелуем развеет чары и спасёт и её, и королевство, которое придёт в упадок, если она будет долго спать .
Ариэль стремится на сушу
Своенравие и сила стали появляться у героинь Disney с "Русалочки". Ариэль твёрдо знает чего хочет, и это не её выбирает принц, а она сама увидела его и твёрдо решила добиться, несмотря ни на что. А ради такого можно и голосом пожертвовать, и на сушу выбраться. И пусть мужчина и является её целью, он никак уже не влияет на развитие сюжета. Ей нужно выбраться на сушу. Узнать, для чего нужны все эти странные предметы и каково это — ходить по твёрдой земле. На дворе 1989 год. Женщины становятся сильнее. Борются за свои права. А вместе с ними в свои руки берут всё и диснеевские принцессы.
Фото: © Kinopoisk/"Русалочка"
Белль против мужчин
Картина "Красавица и чудовище" продемонстрировала нам своенравную и сильную героиню, которой мужчины только мешают. Гастон — олицетворение грубой мужской силы, наглости и отношения к женщине как к вещи. Шутка ли, даже влюбиться Белль выпало в неотёсанное животное. И, как типичная женщина 90-х, она постарается сделать из вонючего грязного быка что-то хоть отдалённо напоминающее человека. Притом что мужчины уже в оригинале были представлены в не самом лучшем свете, появление в адаптации персонажа-гея делает мужчин в этой сказке если не лишними, то просто декорациями, на фоне которых красуется юная принцесска.
Жасмин требует свободы
В дальнейшем ситуация для принцев становилась только хуже. В "Алладине" Жасмин просто хотела вырваться из-под надзора отца. И вор с багдадского рынка — не более чем символ свободы, попользовавшись которым арабская красотка хочет сбежать из дворца.
Фото: © Kinopoisk/"Алладин"
Покахонтас сражается за свой народ
История о колонизаторах изначально не очень располагает к тому, чтобы быть слабой. А если ты принцесса целого племени, которому грозит вымирание, ты пойдёшь на любые крайние меры. Она — дочь вождя. А значит, никто не смеет давать ей советы, помогать или указывать, что ей делать. Покахонтас идёт на самопожертвование и готова связать свою жизнь с наглым захватчиком, только чтобы спасти свой народ и отвести опасность от своего племени.
Мулан борется за равноправие
"Мулан" — последняя классическая история Disney о принцессе. Именно в этом мультфильме происходит перерождение нежной и хрупкой девушки в настоящую бой-бабу, готовую за себя постоять. Героиня, вполне конкретно, сама примеряет на себя образ мужчины, чтобы доказать, что женщина способна сражаться наравне с мужчинами. Именно с мультфильма 1998 года образ диснеевской принцессы больше не являл собой юную барышню в поисках прекрасного принца. Отныне это сильные женщины, которые видят цель. И не останавливаются ни перед какими препятствиями ради её достижения.
Тиана строит собственный бизнес
Чернокожая Тиана из "Принцессы и лягушки" отказывается от помощи, не хочет гнаться за богатеньким принцем, а своими силами строит собственное счастье. Она, вообще, никакая не принцесса. Обычная официантка из Нового Орлеана случайно оказывается втянутой в общение с принцами и колдунами. Её главная цель — стать владелицей ресторана. К ней она и идёт. А если для этого нужно будет поцеловать лягушку или самой превратиться в жабу — не беда.
Рапунцель сама решает проблемы
Характер длинноволосой бестии из "Рапунцель: Запутанная история" разительно отличается от всех остальных принцесс. Она не очень хорошо воспитана, абсолютно не социализирована и просто от природы нагловата. А потому она абсолютно не церемонится с жалким воришкой Юджином, требует к себе внимания и исполнения желаний. Теперь она рулит ситуацией. И сбежать от колдуньи вполне может самостоятельно, без лишней помощи и шумихи.
Эльза принимает себя такой, какая есть
"Холодное сердце" стало гимном феминизма в мультипликации, окончательно выбросив мужчин как важных сюжетных персонажей и оставив их только ради комических гэгов и в качестве объектов издёвок и насмешек главных героинь. Эльза много лет пряталась и боялась собственных сил, и только расслабившись и освободившись от "рамок морали" стала собой и обрела настоящее счастье. Без всяких там принцев.
В погоне за трендами и борьбой с ущемлениями прав студия начинает постепенно дискриминировать мужчин. Сначала поменяв, фактически, принцев и принцесс местами, а теперь и начав перекраивать сексуальную ориентацию немногих оставшихся в их распоряжении мужчин.