Россия в огне "Евровидения"
Светский обозреватель Алёна Жигалова о том, почему Первый канал принял решение отправить на международный музыкальный конкурс девушку, прикованную к инвалидной коляске.
Юлия Самйлова. Фото: Социальные сети
Россия заставила ждать всю Европу, отложив объявление артиста, который будет представлять страну на конкурсе "Евровидение", на самый последний день возможной подачи заявок — 12 марта. Однако в то время как украинские СМИ уже разразились "инсайдерской информацией" о том, что в Москве готовится пресс-конференция, где мы объявим о том, что пропускаем участие в главном музыкальном событии Европы, к самому дальнему съёмочному павильону "Останкино" подъехала машина, из которой помогли выйти 26-летней девушке, прикованной к инвалидному креслу. О том, что гостья, прибывшая в обстановке тщательной конспирации, — это певица Юлия Самойлова, которая с песней Flame is Burning отправится в мае на "Евровидение", не знал никто. Импровизированный клип для Юлии закончили снимать лишь под утро, после чего она так же тихо, как и приехала, покинула павильон. А на следующий день в эфире программы "Время" вся страна узнала, кого мы отправляем в Киев" на заклание" — как позже описали новость интернет-пользователи.
Чтобы проанализировать выбор России, стоит вспомнить историю с самого начала, когда в январе источники из "Останкино" сообщили Лайфу — в музыкальной дирекции телевещателя решение "почти принято": в Киев отправляется 32-летний Александр Панайотов. В случае с Панайотовым, мол, сошлись все факторы: сценический опыт, мощный голос, фактурная внешность и немаловажный географический момент — Саша сам родом с Украины, и гнобить его на Родине не должны. А то, что гнобить планируют, не было сомнений ни у кого: слишком сильны радикальные настроения в стране, на территории которой третий год ведутся военные действия. Решение отправлять в Киев финалиста "Голоса" было реальным, но не окончательным: официальные источники на канале гласили, что его лишь "рассматривают" в общем списке кандидатур.
Первый канал продолжал хранить интригу до марта, наблюдая, как в Интернете множились самые невероятные слухи и версии. В Киев то "отправляли" Елену Темникову ("назло Максиму Фадееву, у которого с Первым давний конфликт"), то предрекали громкий камбэк Сергею Лазареву, то агитировали за певицу Нюшу с откровенно слабыми вокальными данными. Самым рискованным вариантом называли победительницу шоу "Голос" Дарью Антонюк. В случае с 21-летней студенткой Школы-студии МХАТ, пока не имеющей ни собственного репертуара, ни опыта в шоу-бизнесе, по мнению экспертов евроконкурса, сыграло бы другое: юность, задор в глазах, мощнейший вокальный диапазон и — что немаловажно — удивительное везение девушки: оказалось, в своей биографии Дарья выиграла абсолютно все вокальные конкурсы, в которых принимала участие. Для "Евровидения" Антонюк записала несколько вариантов песен, которые рассматривала музыкальная дирекция Первого. Туда же свою заявку отправила ещё одна тёмная лошадка — группа "Сопрано", финансируемая певцом и бизнесменом Михаилом Турецким. Множились в геометрической прогрессии и самые одиозные варианты — Шнур, Ольга Бузова и даже депутат Виталий Милонов. Однако Первый канал уже тогда начал поиск так называемого альтернативного варианта — без фриков, перьев, страз и громких заявлений. Самым правильным ходом стала бы в этой ситуации "мирная, цивилизованная заявка" и артист, который не вызвал бы шквала негатива на "вражеской территории".
Россия не настроена на вызов и провокации, и тем более на бойкоты "Евровидения", но обеспокоена ситуацией с безопасностью российской делегации в Киеве — об этом говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя участие нашей страны в конкурсе неделей ранее. Из источников в EBU, тем временем в оргкомитете самого "Евровидения" дали понять российской делегации, что не смогут гарантировать абсолютную безопасность — об этом говорили инсайдеры. В условиях практически безвыходной ситуации и прессинга со всех сторон от Первого канала требовалось единственное верное решение. Именно тогда в музыкальной дирекции канала вспомнили о певице, прикованной к инвалидному креслу, — Юлии Самойловой, которая в своё время покорила всех на вокальном шоу "Фактор А". Ведь если и может отправиться такой артист в страну, с которой отношения накалены до предела, то уж точно не с миссией воевать или бросать кому-то вызовы.
Песня Самойловой Flame is Burning ("Огонь горит") — о большой мечте девочки, чья жизнь оказалась сломана из-за ошибки врачей, о вере в свои силы и о том, что вслед за тьмой обязательно выйдет солнце. О людях с ограниченными физическими возможностями, которые тоже имеют право на осуществление мечты. И если ум и зрение жителей Европы, которые будут голосовать за девушку, давно замусорены антироссийской пропагандой, то уж сердца такая заявка способна растопить точно — в этом уже уверены эксперты "Евровидения". В любом случае в этом нашем самом трудном году на бесконечно ругаемом и критикуемом, но таком любимом и уже родном для России "Евровидении" нас ждёт один из самых непростых исходов. Обвинения в спекуляции и давление на жалость с закономерным итогом — "протестным голосованием" и невыходом в финал конкурса в равной перспективе соседствуют с чудом и надеждой на то, что месседж девушки, прикованной к инвалидному креслу, сможет правильно понять и принять Европа. Пробьёт ли эту стену 26-летняя Юлия Самойлова, станет известно 11 мая — в день, когда россиянка впервые окажется в таких символичных для её песни огнях сцены "Евровидения".