Рецензия на "Сплит": вот это поворот
Обозреватель Лайфа Иван Талачёв посмотрел "Сплит" — новый триллер режиссёра "Шестого чувства" М. Найта Шьямалана — и сразу рассказывает главный внезапный сюжетный поворот фильма: никакого поворота в нём нет.
Фото: © kinopoisk.ru
На парковке кафе мужчина глушит хлороформом и увозит в неизвестном направлении трёх девушек. Очнувшись взаперти, дамы довольно быстро понимают, что целыми им отсюда не выбраться, а с похитителем явно что-то не так. Маньяк всё время переодевается и притворяется несколькими личностями: тихим, но угрожающим Деннисом, строгой Патрицией и задорным девятилетним Хедвигом.
Всего в теле Кевина Венделла Крампа живёт 23 разных личности. Постепенно внутри него зреет и двадцать четвёртая. Личины Кевина говорят о ней очень мало, преимущественно боязливым шёпотом, и зовут его Зверем.
Фото: © КиноПоиск
У индийского режиссёра М. Найта Шьямалана настолько богатая творческая биография, что по ней можно снять отдельный фильм. В 1999-м он выпустил мистический триллер "Шестое чувство" и на следующий день проснулся "новым Спилбергом". Пресса пророчила индусу место рядом с Копполой и Скорсезе, критики сходили с ума и дружно вписывали фильм во все списки лучших, до которых у них только дотянулись руки.
Качество фильмов Шьямалана после этого большого прорыва постепенно падало. Если "Неуязвимый", "Знаки" и "Таинственный лес" были просто хорошими фильмами без откровений, то дальше режиссёр пошёл по наклонной с такой скоростью, что из главной надежды Голливуда за десятилетие превратился в объект пародий и героя мультипликационных скетчей в молодёжном сериале "Робоцып".
К этому моменту критики уже раскусили главный творческий метод индуса. Каждый его фильм оказался двухчасовой расстановкой героев и обстоятельств перед невероятным финальным поворотом, который ставил весь сюжет с ног на голову. Свой приём Шьямалан повторял раз за разом, пока он сначала не потерял свою новизну, а затем не начал прямо раздражать.
Закончилось всё это чудовищно: Шьямалан снял фантастический боевик "После нашей эры", который сегодня в приличном обществе стараются не упоминать. Главный сюжетный поворот там происходит в первые полчаса, а остальное время герои (Уилл Смит и его сын Джейден) разыгрывают дурацкую драму про то, как непросто бывает предкам и потомкам найти общий язык.
Фото: © КиноПоиск
И вот спустя десятилетие издевательств и критических разносов Шьямалан взялся за новый большой фильм. Тут, по карьерной традиции, он подготовил свой лучший поворот сюжета: снял великолепное кино. Уже по вступительной сцене, снятой в ключевых местах клаустрофобными крупными планами, становится ясно, что тот старый Шьямалан, которому обещали голливудские вершины, вернулся.
И он не собирается цацкаться ни с критиками, ни со зрителем. Он снимает историю мучительного психоза, разбавляя её страшнейшими подробностями о детском насилии. Американские активисты уже попросили кинотеатры снабжать фильм обязательным предупреждением, чтобы на сеанс не пускали жертв изнасилований или домогательств: одна из сцен "Сплита" смонтирована так, что оставляет все детали за кадром, но всё равно обрушивает на зрителя животный ужас происходящего.
Скорее всего, ни одна рецензия на фильм не обойдётся без упоминания Джеймса Макэвоя, играющего тут сразу дюжину ролей. Наснимавшись вдоволь в комиксах ("Особо опасен", "Люди Икс") и отметившись в экранизациях английской контркультурной классики ("Грязь"), Макэвой решил напомнить, что он ещё ни разу не номинировался на "Оскар", и сделать это так убедительно, чтобы дошло даже до самых непонятливых зрителей и членов киноакадемии.
Фото: © КиноПоиск
Но эти двенадцать Макэвоев в "Сплите" лишь аттракцион. Настоящий талант фильма — американка Аня Тэйлор-Джой, которая, вероятно, окажется первой актрисой в новой истории, чья карьера родится на площадках фильмов ужасов (для неё "Сплит" — третий хоррор подряд), а не будет там похоронена. Подробности о её персонаже сложно подать, не раскрывая сюжет, но мало кто в последнее время так убедительно играл жертву, постепенно трансформирующуюся в охотника.
Шьямалан наконец-то снял сильнейший свой фильм. В нём прекрасная музыка композитора Уэста Дилана Тордсона, состоящая то ли из ударов по трубам, то ли из звуков рвущихся тканей, и дискомфортный сценарий на острейшие темы: изнасилования, инвалиды.
Фото: © КиноПоиск
А вот про финальный поворот сюжета надо упомянуть отдельно. Шьямалан в последние несколько секунд фильма демонстративно выкидывает свой лучший приём на помойку. Что же это за поворот, если он ничего в сюжете не меняет, а от его исчезновения лента станет только лучше?
Это прощание режиссёра с идеями прошлого. Если многие предыдущие фильмы индийца два часа жевали сопли, а в последние минуты сворачивали мозги зрителя набекрень, то в "Сплите" ситуация полностью противоположная. Ради такого свежего подхода стоило и подождать почти двадцать лет.
Получается, внутри Шьямалана всё это время жило несколько личностей. Одна снимала шедевральные фильмы, разобранные сегодня на цитаты и пародии, а другая ставила невразумительные истории про пыльцу, вызывающую самоубийства, и валила многомиллионные блокбастеры вроде "Последнего повелителя стихий".
И вот только сейчас Шьямалан выпустил на волю своего Зверя.