Чипсы из Челябинска спорят с Lay's из-за "улыбающихся" упаковок
Фото: © vk.com/chipasbar, © twitter.com/olyamilis
Дело в том, что и челябинский "Союзпищепром" и группа компаний "PepsiCo Россия", представляющая в нашей стране бренд Lay's, продают чипсы в схожей по дизайну упаковке. Из-за изображенных там улыбок между двумя лагерями разгораются нешуточные страсти, готовые переместиться из соцсетей в зал суда. Лайф попытался разобраться, чем может завершиться это противостояние.
В социальных сетях начали активно обсуждать щекотливую ситуацию, в которую попал челябинский холдинг "Союзпищепром" и группа компаний "PepsiCo Россия", в которую входит Lay's. Оба эти производителя продовольствия выпускают чипсы в упаковке практически идентичного дизайна. И у тех, и у других — улыбающиеся лица, точнее — нижняя часть лица: подбородок и белозубая улыбка. И возникает вопрос: кто у кого "срисовал" идею?
— К разработке данной упаковки чипсов Chipas BAR наша компания приступила ещё в 2015 году. Дизайн начал разрабатываться ещё в декабре. А в феврале 2016 упаковка была готова. В конце апреля 2016 года продукцию выпустили на рынок. Так что чипсы с таким дизайном на прилавках уже год, — рассказала Лайфу руководитель отдела маркетинга холдинга "Союзпищепром" Яна Герман. — В настоящее время дизайн упаковки Chipas BAR находится в состоянии получения патента. Но дело это небыстрое. Только к июню-июлю месяцу мы получим первичное право регистрации, доказывающие, что дизайн — наш, а не чей-либо ещё. И только тогда будет смысл подавать иск в суд. До получения патента на дизайн у нас нет для этого оснований.
В отделе маркетинга "Союзпищепрома" не стали прямо обвинять конкурентов в том, что те "срисовали" их дизайн, ответив, что "все хорошие идеи витают в воздухе".
Представители компании PepsiCo Россия, производящая чипсы бренда Lay's в РФ, официально заявили, что ни о какой «срисовке» идеи с их стороны речи не идет. Напротив, дизайн украли именно у них. Они были первыми.
- С 2015 года компания PepsiCo во многих странах мира проводит рекламные кампании чипсов Lay’s c изображением улыбок на упаковке и обладает всеми правами на использование данных дизайнов. Они были созданы в 2014-2015 годах - речь идет об авторских правах на дизайны упаковок чипсов Lay’s, разработанных в этот период, которые не подлежат регистрации, возникают с момента создания объекта авторского права и имеют охрану на территории других государств мира, - прокомментировала старший менеджер по коммуникациям PepsiCo Татьяна Бессмертная. - Весной 2015 и 2016 года промо-кампании с улыбками на упаковке Lay’s прошли в Египте, Мексике, Китае, Тайланде, Пакистане, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Голландии и ряде других стран. В марте этого года такая рекламная кампания стартовала в России.
Как заявила представитель PepsiCo Татьяна Бессмертная, сейчас их компания оспаривает регистрацию дизайна «Союзпищепрома» с изображением улыбки, поданного в Роспатент.
- Указанный дизайн, по мнению PepsiCo, является переработкой дизайнов с улыбками, используемых в рамках промо-кампаний PepsiCo по всему миру, осуществленной без согласия их правообладателя, - заявила Татьяна Бессмертная.
Эксперты, опрошенные Лайфом, полагают, что предсказать исход из этой ситуации между двумя производителями чипсов практически невозможно.
- Дизайн упаковки, который создан самостоятельным творческим трудом, является интеллектуальной собственностью его разработчиков. Он охраняется авторским правом как произведение творчества, а также может охраняться и патентным правом в случае выдачи на него патента как на промышленный образец. Никому не позволено использовать, копировать, подражать, имитировать такой охраняемый дизайн, а также создавать на его основе другие дизайнерские решения. Но при этом сами идеи, концепции, принципы не пользуются правовой охраной, исключительные права на них не возникают. Поэтому в этом и подобных делах возникают следующие вопросы, - сказал Лайфу партнер, руководитель судебной практики в сфере интеллектуальной собственности Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Максим Лабузин. - Насколько похожи упаковки "Союзпищепрома" и чипсов Лейс? Есть ли здесь заимствование или совпадает лишь идея, концепция? Является ли упаковка Союзпищепрома новой и создана ли она самостоятельным творческим трудом? Может быть, уральцы сами заимствовали чужую упаковку? Все эти наверняка возникнут в суде и будут решаться судом в том случае, если "Союзпищепром" предъявит иск о нарушении своих прав. Ответы на эти вопросы зависят от сравниваемых упаковок и конкретных обстоятельств дела, которых мы пока не знаем. Кроме того, если "Союзпищепром" все же получит на свое имя патент на дизайн упаковки (а экспертиза по его патентной заявке пока не завершена), то другое лицо (например, ответчик по иску) сможет подать в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражение против его выдачи. Например, со ссылкой на то, что запатентованный дизайн не является новым или оригинальным. Решение этого государственного органа затем может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам.
По мнению экспертов, на исход возможного спора повлияет экспертиза дизайна упаковок.
- Исходя из той информации, которой мы сейчас располагаем, предсказать исход данной ситуации невозможно. Это авторские права. Они существуют с момента обнародования. Соответственно если было обнародование, то в какой форме? Если не было, то авторских прав не существует. Если они в своей среде показывали друг другу эскизы – то и обнародования не было, никто третий этого видеть не мог. Никакого авторского права нет. Обо всем остальном можно будет говорить только тогда, когда будут доступны дизайны для обозрения. Специалистам можно будет их показать. Только они смогут сказать, насколько художественные элементы, которые были обнародованы, свидетельствуют о наличии или отсутствии плагиата, - сказал Лайфу юрист Bank M2M Europe Максим Чернавин.