Россияне терпят автодилеров лишь до окончания гарантии
Массовый уход автовладельцев от официальных дилеров к независимым техцентрам приводит к сокращению сети официалов.
Российские автомобилисты уходят от официальных дилеров сразу же после окончания сервисной гарантии, которая насильно привязывает их к нему. Об этом свидетельствует исследование аналитического агентства "Автостат", с которым ознакомился Лайф. Если треть владельцев иномарок ещё могут приехать к официалу на четвёртый, не гарантийный год, то 95% покупателей отечественных авто сразу же убегут от официала в неавторизованную станцию или в гараж к знакомому механику.
Стандартный срок гарантии на автомобиль — три года. При покупке машины через официального дилера последний категорически настаивает, что при самостоятельном техническом обслуживании гарантия, скорее всего, не будет работать. Это вынуждает россиян подписывать с продавцом сервисное соглашение, обрекая себя на отнюдь не дешёвые тарифы. К примеру, ТО-2 (замена масла в двигателе, фильтры, свечи, полная диагностика) для бюджетного Renault Logan обойдётся в 11,3 тыс. рублей против 6,3 тыс. рублей в неофициальном сервисе. Для премиум-сегмента этот разрыв ещё внушительнее: ТО-2 для Mercedes-Benz E-classe у продавца стоит 35 тыс. рублей, а в альтернативной конторе — 18 тыс. рублей.
В результате уже сразу после покупки 16% обладателей иномарок и 43% хозяев российских авто (Lada, УАЗ, лёгкие коммерческие ГАЗ) отказываются от договора с дилером. Когда же подходит срок окончания гарантии, желающих остаться с официалом ещё меньше — только 34% в случае иностранного автомобиля и 5% в случае обладателей продукции исконно отечественного автопрома (см. таблицу).
Инфографика: © L!FE
Помимо неавторизованных станций россияне ещё сохраняют традицию приезжать в гаражи к механикам-частникам либо самостоятельно ремонтируют свой автомобиль. В случае УАЗа или Lada в возрасте свыше четырёх лет к такому варианту прибегнут 42% россиян, не гарантийных иномарок — 24%. Про машины-десятилетки и старше можно сказать, что их по большей части только так и ремонтируют.
Потерю клиентов в официальных станциях техобслуживания (СТО) объясняют желанием автомобилистов сэкономить.
— Эта тенденция характерна не только для России, но и для других стран. Однако в нашей стране доля тех, кто уходит от официального дилера, намного больше. Связано это с несколькими факторами. Так, у нас гораздо больше разница между ценами у официалов и независимых СТО. Обслуживать машину на последних выходит дешевле, так как таких сервисов много, они зачастую не платят налоги и не лицензируются. За границей налажен жёсткий контроль в этой сфере, поэтому цены отличаются не так сильно, — рассказывает президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев.
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко
Куда больший повод для оттока клиентов, чем цены нормо-часа, — стоимость запчастей. К примеру, фирменное сцепление трансмиссии в сборе (диск, корзина, выжимной подшипник) на Renault Logan обойдётся в 5,2 тыс. рублей, сторонний производитель продаёт тот же комплект за 2,8 тыс. рублей. Использование российскими дилерами неоригинальных деталей запрещено по договору с автопроизводителями. И последние внимательно отслеживают своих продавцов по этой части.
— В данный момент существуют трудности для использования неоригинальных запчастей на дилерских СТО. Причина — политика дистрибьюторов и требования автопроизводителей. Дилеры пытаются урегулировать эту проблему, сейчас ведутся переговоры с автокомпаниями. Неофициальные же сервисы без всяких преград могут использовать неоригинальные комплектующие, — говорит эксперт.
Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев
При более низкой цене неоригинальные запчасти по качеству не уступают оригинальным, поэтому их повсеместное использование позволило бы снизить стоимость ремонта, а официалы смогли бы сохранить клиентов. Отток автовладельцев, у которых закончилась гарантия, сказывается на дилерском бизнесе. В 2016 году закрылось 300 дилерских центров, произошло это отчасти и из-за оттока владельцев постгарантийных машин. В РОАД ожидают, что в этом году ещё 150 компаний выйдут из игры.
Автокомпании пытаются помочь своим дилерам затормозить уход клиентов от официалов: многие марки предлагают владельцам трёхлетних машин продлить гарантию ещё на год или два. Такая услуга стоит от 15 тыс. рублей, но чем дороже автомобиль, тем больше цена продлённой гарантии.