Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 марта 2017, 09:15

Учёный раскрыл секрет популярности фильмов Marvel про супергероев

Кадр фильма "Мстители"/ © Кинопоиск

Кадр фильма "Мстители"/ © Кинопоиск

По его мнению, целой серии успешных кинофраншиз Marvel обязана отходу от классического образа супергероя-одиночки, противостоящего разнообразным злонамеренным организациям. Теперь супергерои сами стали частью больших организаций. Они продвигают их идеалы, выступают от их лица и нередко обязаны таким структурам своими суперспособностями. Marvel "прочувствовала" новый социальный тренд и "переформатировала" сюжеты своих фильмов в соответствии с ним.

Учёный из Калифорнийского университета в Беркли объяснил, почему фильмы кинематографической вселенной Marvel ("Мстители", "Железный человек", "Стражи галактики") стали самыми популярными в жанре кино про супергероев. По его мнению, Marvel поймала волну нового отношения общества к людям со сверхспособностями: они теперь не герои-одиночки, а лояльные служители организации, которая никогда не ошибается. Эта теория излагается на страницах журнала Journal of Popular Film and Television.

В первых блокбастерах про супергероев ("Супермен", "Бэтмен", "Человек-паук") они всегда были одиночками, которых власти и общество держали под подозрением. Кроме того, все ранние фильмы отличает неприязнь к большим организациям. Супергерои — всегда одиночки, а их противники возглавляют тайные общества или корпорации ("Лига теней", LexCorp Лекса Лютора, OsCorp будущего Зелёного Гоблина) или по крайней мере банды, как Пингвин. Официальные же организации (полиция) или бездействуют, или, в худшем случае, пытаются остановить и наказать супергероев за то, что те берут закон в свои руки.

image

Популярностью своих фильмов Marvel обязана новому образу супергероя

— теперь это не гордый одиночка, а рядовой член организации с великой миссией!

Кадр фильма "Мстители"/ © Кинопоиск

Во вселенной Marvel эта чёткая картина меняется. Например, в фильме "Первый мститель: другая война" (2014) оказывается, что проект "Озарение"(призванный уничтожать угрозы до того, как они проявятся) — это не идея секретной организации по борьбе с преступностью (ЩИТ). В фильме ЩИТ оправдывают, так как в жестоких проектах оказывается виноват не параноидальный настрой руководителей организации ЩИТ, а внедрившиеся в него тайные агенты нацистской организации "Гидра".

Кульминации эти оправдания организации достигают в конце фильма, где Чёрная Вдова (Наташа Романова) выступает на слушаниях в Сенате США, посвящённых расследованию деятельности ЩИТа. Романова признаёт, что ЩИТ едва не допустил гибель тысяч невинных людей, но гордо заявляет: "Никого из агентов — и особенно супергероев — вы не арестуете, так как после роспуска ЩИТа некому будет защитить Землю". Фактически Чёрная Вдова переворачивает главный вопрос фильма: зачем мы верим супергероям, ведь мы никогда не будем доверять организациям с такими силами и полномочиями? По её версии, раз мы доверяем супергероям, их добрым намерениям, то надо доверять и организациям, в которых они работают!

Во всех фильмах вселенной Marvel организации определяют развитие сюжета: именно они делают возможными подвиги супергероев. Мстители — это не союз вольных индивидов, которые объединяются для спасения планеты от какого-нибудь злодея. Напротив, их собирает вместе ЩИТ, смиряя возникающие между ними трения. Когда Капитан Америка прикрывает своим телом гранату на строевых учениях, он уже герой — но он ничего не достиг бы без помощи армии США, которая экипировала его, предоставила неуязвимый щит, а также солдат для победы над "Гидрой" и нацистами ("Капитан Америка: первый мститель").

Или Тони Старк: на первый взгляд он кажется полной копией Брюса Уэйна (Бэтмена) — богатые сироты, изобретатели, сражающиеся со злом в своих костюмах. Но есть одно но: компания Уэйна (Wayne Enterprises) в кино упоминается только как источник финансовых средств для подвигов Бэтмена. Тони Старк — это прежде всего генеральный директор Stark Industries. Ближе к финалу "Железного человека" он организует пресс-конференцию, где раскрывает свою секретную сущность, и в итоге Железный Человек становится "лицом" компании, её сильнейшим брендом.

Возможно, сценаристы и режиссёры Marvel ставили перед собой несколько иную цель — показать, что без поддержки друзей и союзников, действуя в одиночку, ничего серьёзного добиться нельзя (здесь можно вспомнить эсеров, критикующих индивидуальный террор в пользу коллективной партийной работы). Но Marvel "пережал" эту идею и перешёл к другой схеме. Вместо того чтобы в нюансах очертить психологию супергероя самого по себе и во взаимодействии с напарниками, они "растворили" его в однозначно хорошей и героической организации.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров