Зачем разрушать двухсотлетние традиции одним днём?
Писатель Тарас Бурмистров — о том, почему не стоит спешить перевозить музейную коллекцию Исаакиевского собора.
Фото: © РИА Новости/Евгения Новоженина
Уже затихший было скандал вокруг статуса Исаакиевского собора вдруг вспыхнул с новой силой. Директор музея Исаакия Николай Буров рассказал об устной просьбе городских властей поторопиться с переездом. Из других источников подтверждения этой информации пока нет. Но, как бы то ни было, выглядит это решение, если оно и правда существует, странно.
Музейная коллекция Исаакиевского собора — сокровище мирового значения. Перевозить её в пожарном порядке (по словам Бурова, предлагается сделать это к Пасхе, к 16 апреля) может быть попросту опасно для экспонатов.
А ведь недавно казалось, что конфликт вокруг передачи собора приостановлен. Решение губернатора Полтавченко встретило неоднозначное отношение и во власти, и в обществе, а реакция музейного сообщества была совсем резкой. Каково бы ни было наше отношение к вопросу о принадлежности храма, думаю, все согласны с тем, что революций в этом вопросе устраивать не стоит. Лучше, наоборот, искать компромисс. Это в интересах и общества, и Церкви.
К тому же на церковном календаре сейчас Великий пост — совсем неподходящее время для ожесточённых баталий вокруг собора. Скоростной переезд, если он действительно случится, укладывается только в одну логику — бюрократическую. Решение принято и не обсуждается, сроки установлены, "об исполнении доложить".
Всем нам печально памятен советский стиль сдачи объектов к годовщине революции и к другим праздникам. Идеология была важнее реальности, а общественное мнение и вовсе мало кого интересовало. Казалось, что сейчас мы, к счастью, отошли от этой практики. Но передача Исаакия почему-то по-прежнему делается в революционном режиме.
"Мы же не диван перевозим, а достаточно хрупкие предметы", — говорит Буров. 26 тысяч музейных экспонатов, хранящихся в Исаакиевском соборе, — это, по сути, вся русская художественная история 1840–1850-х годов. Убранство собора имело такое значение, что целое поколение художников и скульпторов работало целенаправленно в рамках этой задачи. Хранятся в Исаакии и экспонаты, посвящённые истории его возведения.
Не очень понятно уже то, зачем вообще вывозить эти коллекции.
С самого начала при принятии решения о передаче собора было заявлено, что он сохранит музейно-просветительские функции. Это означает, что Церковь согласна, что экспонаты не будут мешать богослужениям. Так удалось бы и сохранить один из самых значимых музеев мира, и сделать собор полноценным храмом, передав его РПЦ.
Стоит вспомнить и о том, что Исаакий ещё во времена Российской империи исполнял не только церковные, но и музейные функции. Там во все времена было множество художественных объектов, не имеющих прямого отношения к православной обрядности. Так задумывался этот храм — одновременно и как центр русского православия, и как художественное воплощение величия империи.
Конечно, разрушить двухсотлетние традиции можно и за один день, если задаться этой целью. Но до конца непонятно — зачем?