С подмосковных маршрутов убирают нелегальных перевозчиков
На дорогах региона появились новые маршрутки и автобусы, оборудованные информационными табло, кондиционерами и видеорегистраторами. Но кому-то это очень не нравится. Лайф разбирался, кто и зачем хочет вернуть беспредел на дорогах в Подмосковье.
В 2016 году в Москве стартовала реформа, изменившая рынок пассажирских перевозок. Вслед за московскими маршрутками преобразились и подмосковные: в начале нынешнего года на маршрутах Московской области появились новые комфортабельные машины. Они кардинально отличаются от старых — чадивших и разваливавшихся на ходу автобусов с водителями, которые с трудом понимали по-русски, гоняли по городу и попадали в ДТП.
До того как министерство транспорта Подмосковья взялось за рынок пассажирских перевозок и провело конкурсы для привлечения новых компаний, на нём царил хаос. Десятки компаний, ежедневно возившие пассажиров из области в Москву и обратно, а также по местным маршрутам, работали с огромным количеством нарушений. У многих отсутствовали лицензии, чеки пассажирам выдавали только по требованию, да и то не всегда, оплату принимали только наличными и никак иначе.
Сами микроавтобусы у таких перевозчиков находились в ужасающем состоянии — их "укатывали" вплоть до капитального ремонта, а чинили некачественно и на скорую руку. На водителях тоже экономили: на работу такие компании брали кого попало, отдавали предпочтение мигрантам, не заботясь при этом о водительских навыках шофёров.
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
В Подмосковье ситуация с пассажирскими перевозками не слишком сильно изменилась с 1990-х годов, когда этот рынок был криминализирован и руководили компаниями нечистые на руку бизнесмены. До недавних пор область была поделена полулегальными перевозчиками на секторы — в каждом работали "свои" фирмы. Они почти не пересекались, а если такое и происходило, то компании договаривались о том, как поделить маршруты. Войти на этот рынок новой компании было крайне трудно — давило криминальное лобби. Тарифы на проезд при этом устанавливались самим перевозчиком, на одном маршруте стоимость проезда могла постоянно меняться.
В министерстве транспорта области подчёркивают, что вся работа по приведению в цивилизованный вид этого рынка осуществлялась строго по закону.
— Конкурсы проведены в связи с необходимостью приведения маршрутной сети в соответствие с федеральным законодательством, — рассказали в пресс-службе ведомства.
Бороться с нелегальными и полулегальными перевозчиками решено было при помощи создания новых маршрутов и допуска на рынок новых компаний. Итоги открытых конкурсов на перевозку пассажиров, объявленных Министерством транспорта Московской области, были подведены 1 февраля 2017 года. Одним из победителей стала компания "РАНД-ТРАНС", офис которой находится в подмосковном Домодедове. Этим бизнесом фирма занимается уже больше 20 лет и за это время смогла стать одним из самых крупных перевозчиков региона.
Выиграть конкурс "РАНД-ТРАНС" удалось за счёт соответствия жёстким условиям конкурса. В частности, для перевозки пассажиров допускались только компании, возраст транспортных средств в автопарке которых не превышает двух лет (трёх — для автобусов среднего и большого класса). Машины в обязательном порядке должны быть оснащены электронным табло, кондиционером, видеорегистратором в салоне и приспособлены для инвалидов.
Фото: © "РАНД-ТРАНС"
— Наши маршрутки снабжены специальным оборудованием, поэтому ими могут пользоваться инвалиды, такого в Подмосковье ещё ни у кого не было. А сами автомобили — это в большинстве своём Mercedes-Benz Sprinter не старше 2016 года выпуска, — рассказал представитель компании "РАНД-ТРАНС" Александр Малышко.
Кроме того, все автомобили оснащены валидаторами, что позволяет для оплаты проезда пользоваться картой "Стрелка". В "РАНД-ТРАНС" приветствуют использование пассажирами этой транспортной карты — в компании ценят данное нововведение подмосковных властей. Благодаря "Стрелке" оплачивать проезд в транспорте стало намного удобней: пассажиры автобусов "РАНД-ТРАНС" могут забыть как страшный сон водителей старых маршруток, которые принимали деньги и отсчитывали сдачу, придерживая руль коленями. Кроме того пассажирам, оплачивающим проезд по карте "Стрелка", в автобусах "РАНД-ТРАНС" предоставляются скидки.
Выгодно отличаются новые маршрутки и водителями: на работу "РАНД-ТРАНС" принимает исключительно граждан России, которые ранее не были виновниками серьёзных ДТП. Сейчас в парке компании 1,8 тысячи машин, этого требует постоянно увеличивающееся количество маршрутов, на которые выходит техника "РАНД-ТРАНС". Сейчас их около 150, причём с обновлением списка перевозчиков многие старые маршруты были скорректированы — появились новые, а часть старых объединили. Карта маршрутов постоянно меняется в зависимости от изменения пассажиропотока, к примеру, было запущено 72 новых маршрута.
Но нелегальные перевозчики не спешат отказываться от прибыли и покидать подмосковные дороги. Они не только продолжают возить пассажиров, подвергая их опасности каждый день, но и пытаются очернить новых участников рынка.
Фото: © "РАНД-ТРАНС"
— Нелегальные перевозчики, которым пришлось уйти с рынка и сократить маршруты, естественно, недовольны таким положением дел. Они заказывают в непорядочных СМИ статьи, в которых поливают нашу компанию грязью, обвиняют в том, что маршруты стали неудобными, что люди из-за этого страдают. О том, что сами они возят пассажиров нелегально и нанимают на работу кого попало, эти люди стараются не упоминать — весь негатив направлен в нашу сторону, — говорит Малышко.
Незаконных перевозчиков в Подмосковье осталось ещё очень много, и вычислить нелегала достаточно просто.
— Отличить легального перевозчика от нелегала очень легко: к примеру, у нас все машины новые, а на лобовом стекле присутствует наименование перевозчика. Если человек видит "РАНД-ТРАНС", то он на 100% может быть уверен, что перевозки осуществляются законно, что ему выдадут билет, который является страховкой на случай аварии, — рассказывает Александр Малышко.
Для того чтобы полностью очистить Подмосковье от нелегалов, требуются значительные усилия транспортной инспекции и ГИБДД. По сути, нелегалы в микроавтобусах — это те же бомбилы на частных машинах, только работают по маршруту. Сами они не уйдут и будут эксплуатировать доходные места до последнего.