Тебе не понравится "Сплит", зритель
Кинокритик Александр Павлов — о том, смог ли мастер интриги Найт М. Шьямалан удивить зрителя своим новым фильмом.
Фото: © Кадр из фильма "Сплит", kinopoisk.ru
Привет, школьники и ребята постарше, кто уже закончил учиться, но не застал 1990-е. Да, я снова про них. Вы, ребята, скорее всего, не помните, но на исходе тысячелетия в кино творилось что-то невероятное.
Смотрите, что вышло в одном только 1999 году — "Красота по-американски", "Офисное пространство", "Матрица", "Девятые врата", "Человек на Луне", "Бойцовский клуб", "Экзистенция", последний фильм Кубрика — "С широко закрытыми глазами", а также фильм, изменивший все представления о производстве безбюджетного кино, на котором можно получить большой бюджет, — "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света".
Люди с именами снимали в таком бешеном темпе, что, кажется, совершенно точно ожидали конца света ровно в 2000 году. Каждая из упомянутых картин получила по заслугам: престижную награду, миллион эпигонов, океан денег, статус "поколенческого фильма".
Но в 1999 году было ещё одно важное кино — "Шестое чувство" Найта М. Шьямалана. После "Шестого чувства" этого скромного индуса стали почитать как выдающегося auteur, мастера великой интриги и просто человека, перевернувшего наши представления о жанре мистического триллера. С тех пор последующие фильмы, снятые Найтом М. Шьямаланом, по инерции получали нормальные оценки, большие бюджеты и снисхождение критиков. "Неуязвимый", "Знаки" и "Таинственный лес" — всё это проходило у кинозрителей по разряду "более-менее приличное жанровое кино".
Однако в какой-то момент режиссёру надоело снимать фильмы, изюминка которых заключалась в повороте сюжета, а зрителю надоело всё это терпеть, и уже на "Девушке из воды" все сказали: "Хватит, так больше нельзя. Мы верили в тебя, Найт! А ты снимаешь какую-то лютую пургу. Зачем? Почему? Что мы сделали тебе? Почему ты пытаешь нас, Найт?" Ну, то есть конца света в 2000-м как бы не случилось, и Шьямалан решил, что можно не стараться, а пипл после "Шестого чувства" схавает всё.
Так вот — не схавает. Пипл не хавал. Настолько не хавал, что Найт доснимался до "Золотой малины" за фильм, если это вообще так можно назвать, "После нашей эры" с Уиллом Смитом — отцом и Джейденом Смитом — сыном (нормально — опозорились семьёй, молодцы).
Поняв, до какого дна он добрался, Шьямалан решил исправляться. Он посмотрел эпизод "Южного Парка", где его высмеивали как режиссёра, который думает, что идея для кино — это всего лишь поворот сюжета. Но именно тут его и осенило. "Конечно! — решил Найт. — Люди считают, что я больше не могу их удивлять, а я могу их удивлять! Я снова буду снимать фильмы с непредсказуемыми поворотами сюжета".
Для примера вот парочка: герой думает, что он живой и успешный человек, а он уже давно мёртвый и существует как призрак. Или вот: люди живут в деревне, которую окружают страшные дикобразы, а на самом деле это никакие не дикобразы, а уважаемые отцы общины, которые наряжаются дикобразами, чтобы не выпускать жителей к цивилизации.
Тогда Шьямалан поучаствовал в сериале "Сосны" (очень в его духе — с неожиданными поворотами сюжета), а затем снял камерный триллер "Визит" (снова с неожиданными поворотами сюжета).
И вот настал тот час, когда зритель наконец выяснит, может ли ещё удивлять Шьямалан или не может. 16 марта, в четверг, выходит в прокат его "Сплит". Что важно — кино пойдёт на 700 экранах. Для сравнения: скандальное творение "Красавица и чудовище" — 1100, а бездарная комедия с "Уральскими пельменями" — 900. То есть "Сплит" третий по зрительским ожиданиям фильм.
Вкратце история такова: трёх девушек — две из них подружки, а другая стрёмная, которую никто не любит (как вы понимаете, главная героиня) — похищает лысый маньяк (Джеймс Макэвой). Позже оказывается, что это не совсем маньяк, а совершенно съехавший человек, в котором уживается свыше двадцати личностей — ребёночек, странная тётя и далее по списку. Значит, девушкам нужно выяснить, кто из его многочисленных я — маньяк, и что-то с этим сделать. И вот эти две мутят воду, все суетятся чего-то, а эта странная им говорит, что рано, надо потерпеть, а эти не слушают. Ну, в общем, вы посмотрите. Параллельно зрителю ещё показывают учёную старушку, которая лечит молодого человека и исследует синдром множественных личностей. Вот и всё.
По сюжету есть ещё якобы большая интрига, которая должна всё изменить, но не уверен, что с этим как раз всё в порядке. Равно как не уверен, что Джеймсу Макэвою удалось справиться со своими многочисленными ролями. И, если честно, выглядит он не очень убедительно. Без каких-либо претензий и на ту же тему фильм середины 2000-х "Идентификация" Джеймса Мэнголда смотрится даже сегодня куда живее. Так что можно справиться подручными средствами и без похода в кинотеатр.
Но, школьники и ребята постарше, знаете, какой самый невероятный поворот сюжета вас ожидает? Простите за спойлер, но это он. Вы сидите и думаете, что смотрите остросюжетный триллер с претензией, а на самом деле вы смотрите какую-то лютую пургу. Неплохо, правда? Найт М. Шьямалан смог нас удивить и в этот раз. Мастер интриги.