Максимальный репост!
Социолог Роман Романов предлагает аналоговым людям инструкцию по информационной гигиене.
Фото: © Flickr/Celine
Немного о синих китах. Есть бродячие сюжеты. Мне в детстве рассказывали о людях, которые будут подходить к тебе на улице и предлагать наркотики, но "ты не бери". О цыганах. Про специально кем-то отравленную еду и т.п.
Время идёт, сюжеты меняются.
Уже какое-то время бродит по Сети история про жвачку со спайсом, которую якобы раздавали детям наркоторговцы. Или вот уже пару дней катится по социальным сетям история о жевательной резинке, на обёртках которой публикуются задания из "групп смерти".
Чаще всего такая информация оказывается вбросом, тенденциозным искажением фактов и просто нагнетанием паники. Я помню, что писали в своё время о ролевиках или готах. Тоже в тональности "Что они делают с нашими детьми! Максимальный репост!". И что? И ничего. Прошло время, пришли другие страхи, остатки готов и ролевиков никого не пугают.
В Петербурге есть локальная бродячая страшилка: здесь с какой-то периодичностью распространяется информация о взрыве ЛАЭС. Пару раз она привела к реальной массовой панике, а несколько человек попали в больницы, отравившись йодом.
Но тема детей — самая горячая. Дети — безотказный информационный повод. Все мы сочувствуем детям. Если они в опасности, рефлексировать не нужно — нужно распространять. Мир спасёт максимальный репост.
И хотя информация про жевательную резинку со спайсом и про синих китов за сто шагов отдаёт попыткой эмоциональной манипуляции (а "расследованию Мурсалиевой" в "Новой газете" были посвящены отдельные материалы, показывающие масштаб вранья), люди всё равно покупаются.
Казалось бы, ну и мало ли? Когда-то ведь и рекламе верили, научатся и информационные вбросы различать. Между тем сами по себе информационные кампании по распространению фейковых ужасов и прочей постправды несут вред.
Во-первых, они увеличивают рост социального недоверия. Во-вторых, конкретно у страшилок, посвящённых детским опасностям, есть ещё одно негативное следствие: тотальная невротизация детей и родителей. Какое сообщение несут все эти истории, кроме очевидного призыва к максимальному репосту? Тотальный контроль. Мир вокруг опасен. Ваш ребёнок — под прямой угрозой. Выключи интернет! Покажи дневник! Где жвачка! Отчитайся, раскройся и всё время бойся.
Такие карцерные правила приводят к усилению тревожности. Если в семье уже есть проблемы — они усилятся. Если их нет — могут возникнуть. Иными словами, информационная кампания, поддерживаемая сочувствующими нерефлексирующими добрыми самаритянами, распространяющими вирусный контент, может привести как раз к такому результату, с которым призвана бороться.
Поэтому стоит признать, что эмоциональный репост — реакция аналогового человека, попавшего в цифровой мир. Пора нам перестать быть аналоговыми. Надо стать цифровыми. Цифровой человек соблюдает информационную гигиену. Он понимает, что первый индикатор манипуляции — сильные чувства. Как только вы испытали сильные чувства и вам захотелось репостить, стоит включить внимание. Возможно, вы стали объектом информационной атаки.
У большинства фейков есть характерный признак: их распространители ссылаются на опыт другого человека, а не на свой, чтобы не нести персональной ответственности. Это знакомый знакомого, друг друзей, источник, приближенный к информированным.
Поэтому рассказчикам страшилок стоит задать вопросы:
1. Откуда вы это знаете? Это ваш личный опыт?
2. Почему вы уверены в этой информации?
3. Если это опыт вашего знакомого, почему он в этой информации уверен?
И простое правило: сомневаешься — не распространяй. Мы живём в информационно перегруженную эпоху, этика цифрового человека — ограничивать других людей от потоков лишней информации, а не быть транслятором мусора.
Прежде чем требовать блокировок Интернета и посадок за репост от государства, стоит самим познакомиться с правилами информационной гигиены и соблюдать их. Тогда и вмешательства государства не потребуется.