Власти вынуждают нефтяников делать меньше бензина
Уже два года подряд российские нефтяники испытывают трудности с переработкой – из-за возросших налогов и повышения привлекательности экспорта сырой нефти. Вдобавок, компании жалуются на давление со стороны правительства, как назло заставившего их модернизировать НПЗ именно в этот период. 2017 год не станет исключением – по данным Лайфа, нефтяники снова ожидают падения нефтепереработки, что может вызвать дефицит бензина на топливном рынке впервые с лета 2014 года.
Все еще слабый рубль, высокая налоговая нагрузка и повышенная привлекательность экспорта сырой нефти на фоне дешевеющего в Европе бензина рисуют мрачные перспективы для отечественных АЗС. В этом году падение переработки черного золота может ускорится, а доля вырабатывающегося на заводах бензина – сократиться. Об этом рассказали Лайфу аналитики, а также менеджеры из ЛУКойла и из нескольких других нефтяных компаний.
По слухам, к продаже четырех своих НПЗ уже готовится «Роснефть». Если ничего не изменится, то к ней присоединятся и другие нефтекомпании, ожидают собеседники Лайфа. Тот же ЛУКойл, владеющий несколькими крупными заводами в России и за рубежом, только на повышении в 2014 году налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) потерял на переработке свыше 75 млрд рублей, рассказал менеджер компании. Если в прошлом году и добывать, и перерабатывать стало тяжелее, то в этом году продолжит страдать исключительно переработка, отмечает в имеющейся у Лайфа аналитической записке нефтекомпания.
Дело в том, что налоговый маневр (понижение экспортной пошлины на нефть и одновременно повышение НДПИ) сделал так, что возросла налоговая нагрузка на добычу, а значит, возросла и стоимость нефти для российских НПЗ, поясняет аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
- До маневра та нефть, которая шла на российские НПЗ, была дешевле той, которая приходила на иностранные НПЗ, так как при вывозе за границу компания платила еще и экспортную пошлину. А после маневра получается, что и сумма экспортной пошлины теперь взимается на скважине, то есть эту нагрузку перекинули на НДПИ. При этом экспортная пошлина на нефть в 2016 году, несмотря на обещания, снижена не была, - говорит он.
Государство долгое время по сути субсидировало нефтепереработку, так как пошлина на нефть в денежном выражении существенно превышала пошлину на нефтепродукты, то есть вывозить переработанное сырье было выгоднее. Но в январе 2017 года государство все же выполнило обещание и снизило экспортную пошлину с 42 до 30% от стоимости барреля нефти. В результате реализации «налогового маневра» эта субсидия постепенно исчезает, добавляет младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
Теперь нефтяникам выгоднее экспортировать нефть сырой, чем переработанной, заключает Юшков из ФНЭБа.
- Это может вызвать дефицит нефти на внутреннем рынке, - рассуждает один из менеджеров нефтекомпаний. – Снижение пошлины было вынужденной мерой, на которой настаивал Минфин.
Профильное Минэнерго, в этом плане, наоборот, против снижения пошлин, говорит он: если пошлину и вовсе обнулить, как того изначально хотел Минфин, то переработка снизится сразу на 20%, бензина будут выпускать на 6 млн т меньше, а дизеля – на 14 млн т, приводит он расчёты Минэнерго.
Впрочем, виноват не только пресловутый «маневр», на бензин давят еще и растущие акцизы. В теории этот тот налог, который платит только покупатель, но на деле он делится в пропорции между потребителем и компанией, говорит Маринченко из Fitch.
Между тем, рост популярности экспорта сырой нефти подтверждает сухая статистика: по данным ЦДУ ТЭК, за январь-февраль экспорт сырой нефти из России увеличился на 6% - до 4,82 млн баррелей в сутки. Напомним, в то же время, Россия участвует в соглашении с ОПЕК по сокращению добычи нефти. С октября прошлого года она была "урезана" на 160 тыс. барр./с. Если бы не налоговые изменения, то экспортировать черное золото уже переработанным было бы все так же выгоднее, чем сырым. Все таки цены на нефть пока нельзя назвать высокими, считает один из менеджеров нефтекомпаний.
Таким образом, поступление бензина на внутренний рынок ожидаемо уменьшится, говорит Юшков из ФНЭБа. Между тем, для нефтяников сектор переработки и сбыта по отношению к добыче считается премиальным, так как после переработки у нефти появляется добавочная стоимость, а на разнице между оптовыми и розничными ценами на бензин владельцы АЗС делают неплохую прибыль.
Так, в выручке пяти крупнейших российских нефтяных компаний переработка занимает существенную долю. За девять месяцев 2015 г. «Роснефть» получила 48,4% (1,9 трлн руб.) выручки от продажи нефтепродуктов, «Лукойл» – 67% (4 трлн руб. по курсу ЦБ на 22 января), «Газпром нефть» – 69% (857,6 млрд руб.), «Башнефть» – 71% (329,5 млрд руб.), «Сургутнефтегаз» – 34% (183 млрд руб., по данным за полгода).
Непонятно, зачем было тогда модернизировать НПЗ, если их загрузка снижается, недоумевает один из собеседников Лайфа. Только ЛУКойл за последние пять лет вложил около $10 млрд в нефтепереработку, ранее говорил его глава Вагит Алекперов. В тяжелое положение попали и менее крупные компании-переработчики, особенно те, у которых доля темных нефтепродуктов (мазут, битум) превалирует над светлыми (бензин, дизель), сообщил Лайфу представитель ассоциации независимых малых и средних нефтегазодобывающих компаний «АссоНефть» Сергей Ветчинин.
Большой налоговый маневр приводит к вымыванию компаний этого сектора с рынка, добавила глава «АссоНефти» Елена Корзун. Правительство, впрочем, с этим не согласно: даже при низких ценах принятые меры подействовали оздоровляюще на переработку сырой нефти в стране, сообщило оно в июле прошлого года. Сейчас оно как раз пересматривает работавшую много лет налоговую систему российской нефтянки, но едва ли это скажется на эффективности нефтепереработки, отметил Маринченко из Fitch Ratings.
Думают ли «ЛУКойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть» и другие НК о возможной продаже своих НПЗ, их представители Лайфу не ответили.