Война глазами побеждённых
Журналист Анастасия Митягина — о том, о какой Второй мировой войне узнают немцы из учебников истории.
Фото: © akg-images/EAST NEWS
Как-то в разговоре с немецкими друзьями я упомянула блокаду Ленинграда и увидела их искреннее изумление — они не знали об этом эпизоде Второй мировой вообще ничего. Наши образованные знакомые впервые услышали от нас про 900 дней блокады, 125 грамм хлеба и Дорогу жизни. Конечно, было бы странно ожидать, что немцы будут зубрить в своих школах подвиги и имена наших героев войны, но мне казалось, что про блокаду они знать должны. А вот и нет. При изучении Второй мировой войны в немецких школах уделяют гораздо больше внимания подъёму и поражению нацизма, чем описанию военных действий.
В кратком описании войны на немецких учебных порталах СССР упоминается как один из противников Германии в войне, причём третий после Англии и Франции. Впрочем, пакту Молотова — Риббентропа, который тут называют пактом Гитлера — Сталина, место в учебниках отведено, как и вводу советских войск в Польшу в 1939 году. В остальном же в перечне необходимых дат и событий войны наша страна упомянута вторжением немецких войск в СССР, Сталинградской битвой, встречей советских и американских войск на Эльбе и капитуляцией Берлина в мае 1945 года (причём вслед за капитуляцией вермахта в Реймсе перед американцами).
Более развёрнутые учебные пособия говорят о том, что в июне 1941 года в отдельных регионах СССР (Украина, Прибалтика) немецких солдат воспринимали как освободителей от диктатуры Сталина. Впрочем, тут же отмечают, что эти настроения изменились, как только мирное население столкнулось с планами нацистов по истреблению местных жителей как расово нечистых.
Учебники не скрывают, что фашисты планировали не просто победить Советский Союз, но и уничтожить большую часть его населения. При этом ответственность за жестокость нацистов немецкие пособия возлагают на карательные органы — отряды СС, гестапо, полицаев, подчёркивая, что большая часть военных были мало причастны к зверствам в отношении местного населения. Среди документальных материалов в учебнике приведены воспоминания дочери русской женщины, угнанной на принудительные работы в Германии: "Моя мама хорошо относится к Германии, она понимает, что немецкий народ не виноват. Это вина отдельных людей, которые могут появиться в каждой стране".
Видимо, чтобы не усугублять и без того активно развитое чувство вины, саму войну тут под микроскопом не рассматривают — перечисляют порядок вступления в неё стран и основные события. Военные действия делят на два периода: до Сталинграда (победное наступление) и после (переломный момент в войне, сокрушительное поражение). Среди причин поражения в войне против СССР называют огромную территорию страны и внезапную зиму, помешавшую блицкригу.
Зато отдельные главы посвящены холокосту, концлагерям и принудительным работам. Учебная литература для школьников по Второй мировой войне, пытаясь передать страшную картину нацизма, упоминает о чудовищных преступлениях нацизма: убийствах в индустриальных масштабах, концлагерях и крематориях, уничтожении женщин и детей.
Немало времени тут отведено и на изучение внутренней оппозиции нацистскому режиму — движению "Белая роза" на юге Германии, попыткам военного путча с конца 30-х годов, движению сопротивления "Красная Капелла", церковному противостоянию и попыткам убийства Гитлера. Внимательно изучают немецкие школьники и последствия войны — Нюрнбергский процесс и преследования пособников нацизма, выплаты жертвам войны, которые Германия производит до сих пор.
Имена героев немецкого Сопротивления стоят в учебниках, в то время как подвижники Гитлера, за исключением Геббельса, практически не упоминаются. А вот Иосифу Сталину и его биографии в брошюре отведена почти целая страница, где отмечают помимо прочего пакт о ненападении, отказ верить источникам, утверждавшим, что война вот-вот начнётся, партийные чистки и репрессии 30-х годов, а также идеи создания объединённой нейтральной Германии в 1952 году, забытые вскоре после его смерти.
Главная методическая задача изучения войны — уберечь каждое следующее поколение от ошибок прошлого, не допустить повторения истории, объяснить, чем страшен нацизм. Поэтому тут так тщательно анализируют появление у власти Гитлера, его внешнюю и внутреннюю политику, пропаганду и работу с молодёжью. По той же причине в расположенный неподалёку концлагерь Дахау регулярно привозят школьников на экскурсии — чтобы понимали и помнили. Да и День памяти жертв холокоста проходит достаточно заметно во всех регионах Германии.
Кстати, вновь прибывшие иммигранты после сдачи языкового экзамена в обязательном порядке попадают на двухнедельный интеграционный курс, в рамках которого помимо прочего сжато изучают историю Германии с 1933 года, — как раз для того, чтобы прояснить, что такое фашизм, нацизм, холокост и как важно не допустить повторения истории. "Наше поколение, — грустно сказал на одном из таких уроков наш тридцатилетний преподаватель, — родилось через полвека после войны. Но мы до сих пор несём коллективную ответственность за случившееся и должны сделать всё для того, чтобы это не повторилось".