Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Московское метро не выдержало антитеррористическую проверку

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Алексей Даничев/Максим Блинов

Post cover

После масштабных проверок выяснилось: на некоторых столичных станциях не работают рамки металлоискателей, а в закрытые станционные помещения могут проникнуть посторонние.

За месяц до теракта в питерском метро Ространснадзор прошерстил всю подземку Москвы на предмет антитеррористической безопасности. Инспекторы проверяли, насколько безопасно будет ездить в метро на период проведения Чемпионата мира по футболу-2018 и Кубка Конфедераций-2017. Результаты не радужные: ревизоры нашли "дыры" в защите 14 станций. На некоторых платформах, имеющих выходы к стадионам, не работали металлодетекторы и дистанционные блокираторы взрывных устройств.

Проверки столичного метро шли весь февраль. Их проводил главный госинспектор Ространснадзора по ЦФО Александр Коротков с коллегами. Поводом стало поручение первого зампреда правительства Игоря Шувалова и замминистра транспорта Николая Захряпина. Они потребовали изучить, насколько хорошо в подземке обеспечивают антитеррористическую безопасность в преддверии футбольных состязаний.

Выяснилось, что система безопасности на многих станциях, расположенных поблизости от футбольных стадионов, дает сбои.

К примеру, на "Воробьевых горах" (стадион "Лужники") не работали металлодетекторы.

На "Черкизовской" (стадион Локомотива), и еще трех станциях не функционировали стационарные постановщики прицельных помех. Их еще называют блокираторами взрывных устройств. Они встроены прямо в рамки металлодетекторов. Если террорист пронесет бомбу на дистанционном управлении, эти штуки должны создать помехи для передачи радиосигнала. Они не дают сработать взрывателю.

На постах проверки багажа (металлические ящики с рентгеном, в которых "просвечивают" сумку) не было "тревожных кнопок". Это система прямой связи с подразделениями ФСБ и МВД: сотрудники метро обязаны мгновенно уведомить спецслужбы, если обнаружат опасный предмет.

На "Тушинской", "Чкаловской", "Динамо" и еще почти десяти станциях не было подразделений транспортной безопасности. Это те "группы быстрого реагирования" в метро, приказ о создании которых недавно подписал председатель Правительства Дмитрий Медведев. В Москве такие подразделения существуют с 2011 года. Впрочем, как выяснилось сейчас, не на всех станциях.

Подробности нарушений смотрите на интерактивной карте.

Проверка закончилась 28 февраля 2017 года. Ространснадзор обязал метро устранить все нарушения до 29 мая 2017 года (за две недели до первых матчей Кубка конфедераций). Сколько уже устранено, неизвестно: наш источник не располагает такой информацией.

Мы спросили об этом представителей метрополитена. По телефону пресс-секретарь ГУП "Московский метрополитен" Андрей Кружалин не смог прокомментировать ситуацию с нарушениями. 

— Я вообще не знаю, о каких нарушениях идет речь. Это вопросы транспортной безопасности, безопасности 8,5 миллионов пассажиров ежедневно, — сообщил он. — Мы не можем посвящать в них всех.

Чтобы получить более развернутый комментарий, Лайф направил письменный запрос в столичную подземку и Департамент транспорта, но ответа не получил.

После теракта в Санкт-Петербургском метро, из-за которого погибло 15 человек, вопросы безопасности во всех метрополитенах страны привлекли внимание надзорных органов всех мастей. 

Москва — на острие этого внимания. Начальнику службы безопасности московского метрополитена Андрею Кичигину с оперативниками ФСБ и МВД предстоит провести еще одну масштабную ревизию систем безопасности. Об этом Лайфу рассказал источник в столичной мэрии, курирующий транспортную безопасность в Москве.

По его словам, проверку пройдет и многоуровневая система безопасности подземки, которая обошлась федеральному бюджету в 7,5 млрд рублей. Ей оборудовали более чем 300 вестибюлей метро. Там установлено примерно полторы тысячи рамочных металлодетекторов SmartScan C18, которые "чувствуют" металл по 18 зонам. В них вмонтирована аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а в вестибюлях  установлены всевозможные камеры видеонаблюдения и системы контроля безопасности. Все это считается единым комплексом. Именно эти металлодетекторы не работали на некоторых станциях, по данным февральской проверки Ространснадзора.

Меж тем ежедневно на досмотровых зонах метро просматривают свыше 130 тыс. пассажиров и более 60 тысяч единиц багажа. Каждый день инспекторы находят 150—200 опасных предметов.

В арсенале СБ метрополитена также есть портативные обнаружители паров и взрывчатых веществ, приборы для локализации и подавления энергии взрыва и системы интеллектуального наблюдения, которые позволяют отслеживать передвижения.

По данным Лайфа, за последние три года Московский метрополитен получил 3 млрд рублей на обеспечение программы транспортной и антитеррористической безопасности. Однако метрополитену не раз выносили предписания и штрафы за нарушения правил транспортной безопасности, рассказывает Лайфу источник в правоохранительных органах.

— Но вместо того чтобы устранять нарушения, метрополитен опротестовывал штрафы в арбитраже, а ситуация с безопасностью оставалась на прежнем уровне, — сообщил он. 

Например, в декабре прошлого года на станции "Мякинино" Ространснадзор нашел нарушения законодательства о противодействии терроризму. Камеры в "Мякинино" не умели распознавать "характер происходящих событий", считывать лица людей. А записи с них не хранились месяц, как положено. Сведения об этом есть в документах Мосгорсуда.

Метрополитен тогда попытался оспорить другие решение Ространснадзора, который выписал ему штраф. Якобы ГУП "Московский метрополитен" не может быть привлечен к ответственности, потому что "не является субъектом транспортной инфраструктуры". То есть не имеет отношения к хозяйственной деятельности станции. Мосгорсуд на это ответил, что ГУП — собственник станции и поездов, а значит, полностью за них отвечает.

Председатель общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл  Янков считает, что для контроля безопасности в метро необходимо создать отдельный контролирующий орган. Один Ространснадзор, говорит эксперт, не в состоянии полностью контролировать состояние вагонов и тоннелей. 

— Безопасность пассажиров подземки, — это не только рамки металлоискателей, камеры, полиция, но и техническое состояние объектов инфраструктуры, — говорит Янков. — Большинство  систем, поддерживающие жизнедеятельность столичного метро, морально и технически устарели, так как проектировались в середине прошлого века. Системы вентиляции, пожаротушения, уже начинают внушать опасения. А от технологических аварий могут пострадать люди.

Выбор редакции

Loading...