РЖД выставили ультиматум правительству: Или льготы, или поднимем тарифы
Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев
РЖД будут вынуждены поднять тарифы, если правительство не гарантирует компании льготы по налогу на имущество. Такое условие поставил перед зампредом Правительства РФ Аркадием Дворковичем президент РЖД Олег Белозёров в письме "О сохранении льготы по налогу на имущество на федеральном уровне", которое было отправлено в правительство в конце марта.
Как отмечает в письме господин Белозёров, с 2018 года согласно принятым поправкам в Налоговый кодекс, право вводить льготы по налогу на имущество, купленное с 2013 года, передаётся с федерального на региональный уровень. И если в том или ином регионе соответствующий закон не будет принят, то, соответственно, РЖД начнут платить в бюджеты полную сумму налога.
До 2013 года госкомпания была фактически освобождена от налога на имущество. И только четыре года назад правительство приняло решение поэтапно отменить эту льготу. В 2013 году ставка налога составила всего лишь 0,4% и должна была расти каждый год — до 2,2% в 2019 году. В настоящее время компания пользуется замороженной льготной ставкой налога в 1%, хотя, согласно планам правительства, её размер должен был составить 1,3%. Однако с будущего года решать, оставлять ли льготы, будут исключительно региональные власти.
— Решение о передаче льготы на региональный уровень фактически может привести к её отмене на территории большинства субъектов Российской Федерации, — указывает в письме господин Белозёров. — Следует учитывать, что рост налоговых платежей в отношении транспортных средств потребует индексации стоимости перевозок и приведёт к увеличению транспортной составляющей в себестоимости товаров.
Официальный представитель Аркадия Дворковича подтвердил Лайфу получение этого документа.
— Письмо направлено в Минтранс для проработки, после чего будет принято то или иное решение, — заявил он.
В Минтрансе пока свою позицию не выработали, в пресс-службе Минфина ответили, что налоговых предложений господина Белозёрова не получали. По подсчётам РЖД, если ни один из регионов не установит эту льготу, то увеличение платежей составит 11,1 млрд рублей. Эта сумма сравнима со всей выручкой от пассажирских перевозок, которая в 2016 году составила 16,8 млрд рублей.
Впрочем, теми же поправками в Налоговый кодекс по передаче льготы в регионы монополия получила и льготы: с 2016 года ставка НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18 до 10%, а с 2017 года — вообще до нуля. В 2016 году это принесло дополнительно РЖД более 10 млрд рублей. Впрочем, кроме льгот РЖД получают и прямые государственные вливания. Так, по данным отчётности по МСФО, в прошлом году монополия получила от государства в качестве внесения в уставной капитал 25 млрд рублей, в 2015 году — 121,2 млрд рублей, а в 2014 году — почти 29 млрд рублей. Однако в торговле с правительством за новые субсидии о новых льготах РЖД обычно не упоминают.
Впрочем, при общей выручке в 1,5 трлн рублей компенсировать эти затраты РЖД будет несложно. Если ни один регион не поддержит льготы для РЖД, а новые затраты будут "размазаны" по всем услугам, оказываемым госкомпанией, включая грузоперевозки, то увеличение тарифа составит только 0,74%.
Но тут господин Белозёров предостерегает правительство: если же, например, один регион предоставит льготы для РЖД, госкомпания просто перекинет своё имущество на баланс того своего регионального подразделения, где будут льготы.
— Это может привести к необоснованному перераспределению налоговой базы между субъектами Российской Федерации и нарушению принципа единства экономического пространства, — заключает он.
В пресс-службе РЖД не ответили на запрос Лайфа.