Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
#авиация#самолетостроение

Нужный или бесхозный? Производство самолёта Ил-96-400 вышло на финишную прямую

Судьба Ил-96-400 (самолёта, который должен был заменить все старые борты, построенные много лет назад) складывалась сложно. Но использование широкофюзеляжных самолётов и зарабатывание денег на их полётах — это по-прежнему предмет споров авиационных специалистов.

Post cover

Фото © shutterstock

Глобальное наступление

Огромным трансконтинентальным самолётам несколько лет назад стали активно "наступать на горло" более дешёвые и экономически выгодные авиалайнеры. Первой жертвой узкофюзеляжной глобализации стал ведущий авиапроизводитель в мире — американская компания Boeing. Четырёхдвигательный Boeing 747 "пустили под нож" почти сразу после того, как стала очевидной дешевизна двухдвигательных самолётов. В этом смысле американский промышленный гигант стал первопроходцем — выход на рынок Boeing 787 Dreamliner позволил избавиться от старых 747-х и занять почти весь рынок трансокеанских перевозок.

Фото © ato.ru

Конкуренцию 787 Dreamliner составил европейский Airbus A330. Если американцам удалось продать почти 1 тыс. бортов по всему миру, то европейский промышленный консорциум смог реализовать почти 1,5 тыс. самолётов разного типа. И в случае с европейским производителем ситуация оказалась зеркальной — проект производства самого крупного и самого вместительного широкофюзеляжного авиалайнера Airbus A380 закрыли. Поставки крупнейшего серийного авиалайнера в мире будут завершены к 2021 году, а первые невостребованные самолёты уже распилили на металл.

Особенности национального авиастроения

В России с производством собственных самолётов после развала СССР наблюдались большие сложности. Проект по созданию российского ближнемагистрального самолёта SSJ-100 реализован лишь частично — всего у производителя заказано 194 самолёта, а с их обслуживанием и плановым ремонтом постоянно наблюдаются большие трудности. Исправить ситуацию может программа производства среднемагистрального самолёта МС-21, и тут есть определённые надежды. Портфель твёрдых заказов на самолёт — примерно 170–200 единиц.

А вот программа по созданию широкофюзеляжного самолёта Ил-96-400, как и востребованность таких самолётов в целом, стала предметом споров для авиационных специалистов. С одной стороны, потребность в огромных четырёхдвигательных самолётах такого типа почти исчезла (истории с Boeing 747 и Airbus A380 — лучшее тому подтверждение). С другой стороны, потребность в широкофюзеляжных лайнерах по-прежнему продолжает расти.

Фото © ato.ru

Исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort Олег Пантелеев пояснил, что четырёхдвигательные самолёты отстают от своих двухдвигательных конкурентов по показателям эффективности — расходы на их эксплуатацию существенно выше. И в то же время авиакомпании всё чаще открывают прямые рейсы между городами, в силу чего потоки между крупными хабами, для которых предназначались четырёхмоторные гиганты, перестали определять облик мировой гражданской авиации.

Спрос на широкофюзеляжные самолёты во всём мире достаточно высок, но речь идёт только о двухдвигательных машинах. На мой взгляд, возвращение трёх-четырёхмоторных машин может произойти только в случае перехода на гибридные или полностью электрические силовые установки, причём в ближайшие десятилетия такие машины будут использоваться прежде всего на местных и региональных линиях. Ещё долгое время на протяжённых маршрутах будут летать двухмоторные лайнеры

Олег Пантелеев

Исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort

Кому нужен мастодонт?

Ответ на этот вопрос оказался проще, чем ожидалось. Вложения государства в производство Ил-96-400 нужны в первую очередь для того, чтобы сохранить производство широкофюзеляжных авиалайнеров в стране. Тут важно напомнить, что крупный международный проект по созданию самолётов такого типа уже в работе. Российско-китайский CR929 станет первым широкофюзеляжным самолётом, созданным после развала СССР, и первым самолётом такого типа для китайской авиационной промышленности вообще. Но исключительно российский Ил-96-400 понадобится не только для перевозки правительственных делегаций.

Фото © shutterstock

Как отметил авиационный эксперт Олег Пантелеев, в России новая машина может потребоваться и для других задач.

Есть другой вопрос, достаточно важный. Дело в том, что сегодня в России субсидируются перевозки на Дальний Восток. Субсидии получают авиакомпании, которые летают на "аэробусах" и "боингах". Вот если бы эти субсидии получали авиакомпании, летающие на российской технике, то страна получила бы высокий бюджетный эффект от вложений, то есть значительная часть средств, которые страна вложит в строительство "илов", вернётся в виде налогов

Олег Пантелеев

Исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort

По словам Пантелеева, если Ил-96-400 будет закупаться российскими авиаперевозчиками, станет возможным решение сразу нескольких ключевых задач. Строго говоря, государство потратит на производство этих машин значительные деньги, но себестоимость пассажирокилометра будет выше. Следовательно, стоит ожидать хорошего "бюджетного эффекта" — большая часть вложенных денег вернётся в виде налогов. Плюс ко всему, заказы на Ил-96-400 позволят на ближайшие несколько лет загрузить работой российские предприятия.

А вот экспортный потенциал машины пока до конца не ясен даже специалистам. Во внутреннем спросе на машину сомневаться не приходится, но информации об иностранных заказчиках нет до сих пор. Вероятно, зарабатывать на международных рынках российские промышленники будут с помощью построенного совместно с китайцами CR929.

Полагаю, что Ил-96-400М в нынешнем виде в первую очередь будет использоваться на внутренних линиях, а также в интересах госзаказчиков. Что касается двухдвигательного самолёта, то его перспективы будут зависеть от успеха российско-китайского CR929. Чем лучше будут дела в одном проекте, тем меньше шансов у другого

Олег Пантелеев

Исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort

История с внутренним "трудоустройством" Ил-96-400 частично подтверждается последними новостями. Президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву до 31 января доложить об идеях по созданию авиакомпании с российскими самолётами для перевозок на Дальнем Востоке. Вполне вероятно, что основу новой авиакомпании составят российские самолёты Ил-96-400 и МС-21.

Сергей Андреев

Выбор редакции

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Loading...
закрыть