Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 апреля 2020, 12:30
17576

Доставщики еды теряют работу. С рынка их вытесняют таксисты

Коронавирус и массовый спад деловой и социальной активности спровоцировали почти полный отказ горожан от сервисов такси. Но борьба с коронавирусом идёт, жители понемногу начинают возвращаться к привычному ритму жизни. Однако для таксистов эпоха после коронавируса будет совершенно другой.

Фото © Агентство Москва / Александр Авилов

Фото © Агентство Москва / Александр Авилов

Эта битва будет легендарной

Работа курьером — не самый типичный заработок для таксистов. Впрочем, водителю нет абсолютно никакой разницы, за что получать деньги — за перевозку из пункта "А" в пункт "Б" человека или небольшой (большой) коробки с едой из ресторана, продуктами из магазина или бытовой техникой. И хотя в обычной жизни курьерская доставка едва ли составляет 10% от всего дохода таксистов, в период самоизоляции и распространения коронавируса именно эта услуга стала востребованной как никогда.

Фото © ТАСС / Белицкий Антон

Фото © ТАСС / Белицкий Антон

В этом смысле водители, к сожалению, оказались заложниками ситуации. Теперь заказы даже на доставку продуктов приходится ждать дольше, чем обычно, — по 20–30 минут вместо 10–15 в "прошлой жизни". Минимальная стоимость доставки для Москвы составила 169 рублей, и такой тариф позволяет практически полностью отказаться от курьерских услуг сервиса "Яндекс.Еда". Забавная внутрикорпоративная коллизия, при которой водители и пешеходы начали конкурировать фактически за одни и те же заказы, может привести агрегатор сразу к нескольким исходам, и не все они хорошие.

Главная проблема для "Яндекса" в сложившейся ситуации — намерение заработать "и там и тут". Понятно, что водители на период борьбы с коронавирусом будут ограничены в заказах, однако наделение водителей правом перевозить грузы массой до десяти килограммов — это прямой путь к параличу другого сервиса — "Яндекс.Еда". Главный актив этого сервиса — курьеры, которые доставляют еду либо пешком, либо на транспорте, который не требует особенной подготовки, — велосипед или самокат. Если за доставку еды из ресторанов массово возьмутся водители, стремящиеся любыми путями сохранить более-менее стабильный и адекватный заработок, то работы у курьеров в жёлтой, да и в зелёной одежде тоже станет существенно меньше.

Докризисное время

По своей сути водители такси сейчас поступательно "убивают" некогда популярную работу у подростков и у тех, кто остро нуждается в деньгах. В Москве средняя зарплата курьера "Яндекс.Еды" (не декларируемая компанией, а реальная) составляет около 30 тысяч рублей. Таксисты, уже осуществляющие доставку еды из ресторанов клиентам в новом качестве, пока не могут сказать, насколько сильно стабилизировался их доход. Пока единственное, ради чего водители берут такие заказы, — оплата аренды автомобиля в таксопарке.

Фото © ТАСС / Ковалёв Пётр

Фото © ТАСС / Ковалёв Пётр

Многие таксопарки идут навстречу, конечно, предоставляют машины со скидкой, но две тысячи рублей, а в редких случаях и все три тысячи всё равно нужно платить. Не сказать, что курьерская доставка как-то помогает увеличить заработок. Она его, скорее, фиксирует и позволяет иногда закрывать счета перед таксопарком. В остальном пока сложно сказать, хочется верить, что клиентский поток в ближайшее время восстановится, — говорит водитель такси с 25-летним стажем Виталий Сафронов.

Кстати, о такси. Большая часть таксопарков сейчас наблюдает интересную картину. В целях снижения собственных затрат водители массово пересаживаются с комфортных иномарок в бюджетные автомобили, хотя даже стоимость обычных поездок по тарифу "Эконом" сильно меньше, чем в "Комфорте". Делается это для того, чтобы, как говорят в таких случаях, "подрезать косты" — снизить расходную часть. Поэтому в городах, особенно крупных федеральных центрах — миллионниках, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, наблюдаются сложности с наличием машин бизнес-класса.

Директор таксопарка VIP-автомобилей, в числе которых и Maybach, и BMW седьмой серии, Валерий Протасов отметил, что на аренде премиум-автомобилей в этом, да и в следующем месяце, скорее всего, заработать не получится.

У нас спад ощущается сильнее остальных, потому что премиум-сегмент — это не массовый продукт. Его выбирают те клиенты, платёжеспособность которых существенно выше среднего. Здесь, конечно, сразу несколько моментов сошлось. Во-первых, закрыты все заведения, во-вторых, аэропорты практически все закрыты. Снижение спроса у нас на данный момент — около 80% по сравнению с первым месяцем 2020 года, — говорит Протасов.

Рынок восстановится, но перекроить его всё равно придётся

Ключевые игроки на рынке доставки не только еды, но и курьерской доставки как таковой сейчас будут активно думать над тем, на чём зарабатывать в ближайшее время. По сути, во время всеобщей самоизоляции самыми востребованными оказались именно водители такси, которых с помощью нескольких строк компьютерного кода, паспорта и лицензии можно переделать и в курьеров с едой, и в экспедиторов для ценных грузов. Для чего будут нужны остальные сервисы в ближайшем будущем — не вполне понятно.

В пресс-службе "Яндекс.Такси" нам рассказали, что на данный момент наблюдается повышенный спрос на доставку и курьерские услуги как со стороны пользователей, так и со стороны водителей-партнёров.

Под возникшие обстоятельства был создан специальный тариф. Он особенно актуален для небольших компаний, которым пришлось экстренно перейти на удалённый формат работы: им нужно доставлять заказы или документы. За первые два дня после запуска к этому тарифу подключилось 60% водителей-партнёров в России

Пресс-служба

"Яндекс.Такси"

Однако есть нюансы. Если доставка еды и небольших коробок — вполне комфортная схема работы для простых таксистов, то попытка выковать из них пунктуальных экспедиторов может обернуться потерями и дефицитом кадров на рынке. Потери, кстати, могут случиться уже в ближайшем будущем: если водители начнут массово выполнять заказы даже на доставку готовой еды и продуктов хотя бы в пределах района проживания, то пешеходная доставка некоторых сервисов перестанет быть востребованной в том же объёме, в каком была до введения режима самоизоляции.

Фото © ТАСС / Тихомиров Станислав

Фото © ТАСС / Тихомиров Станислав

В пресс-службе "Ситимобил" нам пояснили, что подключение водителей к режиму "Доставка" поможет компенсировать снижение пассажирского спроса на обычные поездки. Кроме того, в пресс-службе компании отмечают, что водители, подключённые к системе, выполняют доставку быстрее курьерской службы.

Сразу после того, как все ограничения на передвижение будут сняты, агрегаторам и рестораторам предстоит снова решать, как выстраивать логистику. Здесь в расчёт пойдёт буквально всё: от стоимости доставки до времени и условий, в которых продукты, еда или что-нибудь из промтоваров будут доставляться до клиентов. Воспользуются ли временным простоем других служб агрегаторы такси — покажет время, и всё зависит от целого ряда условий. Таксисты в целом не очень любят куда-либо спешить, а конкурентное преимущество большинства "оперативных служб" по доставке — это скорость и точность. Однако последние в период самоизоляции почти свернули свою деятельность, в то время как такси продолжает работать.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar