Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Мы не против. Что говорят Huawei и Xiaomi о предустановке российских приложений

Коллаж © LIFE. Фото © Jakub Porzycki / NurPhoto via Getty Images, Роскомсвобода

Post cover

Появились новые подробности о том, как будет реализовываться закон об обязательной предустановке российских приложений на смартфоны. Стало известно, когда, где и какие утилиты появятся на устройствах, а также кто займётся их установкой.

ФАС опубликовала свежую порцию информации по запуску закона о предустановке отечественного ПО. По данным "Коммерсанта", в разработке обнародованной концепции принимали участие Роспотребнадзор, операторы связи, производители техники и софта.

Когда закон заработает?

На последнем совещании стороны разработали график внедрения законопроекта на несколько лет вперёд. С 1 июля нынешнего года предустановкой начнут обременять производителей смартфонов. Ровно через год регулироваться будут и планшеты. А 1 июля уже 2022 года — ноутбуки и компьютеры. Наконец, в середине 2023 года отечественное ПО в обязательном порядке должно появиться на Smart TV и ТВ-приставках.

Какие приложения станут обязательными

Частично прояснился и этот момент. ФАС решила не создавать список конкретных приложений, но определила ряд обязательных категорий. Они тоже будут внедряться постепенно.

В 2020 году на смартфонах должны появиться отечественные навигационный сервис и поисковик. В следующем году — антивирус, приложение госуслуг, мессенджеры и клиенты соцсетей. С 2023 года — платёжная система "Мир".

Фото © Shutterstock

В дополнение к перечисленным типам контента на компьютерах и планшетах должны появиться отечественные мультимедийные сервисы, а также приложения для доступа к телетрансляциям онлайн. Производителям Smart TV навяжут только последние.

К производителям софта сформировано только три требования. Во-первых, право на приложение должно принадлежать российскому лицу. Во-вторых, реализация ПО проводится на территории РФ. В-третьих, разработчик не привлекался к уголовной ответственности в области персональных данных в течение пяти последних лет.

Кто займётся установкой

В этом пункте тоже появились небольшие послабления с момента последнего обсуждения законопроекта. Если раньше предполагалось, что закачкой ПО будет заниматься исключительно производитель, то сейчас дозволено выполнять процедуру и ретейлерам.

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что сделано это в том числе для того, чтобы у Apple в России появилось пространство для манёвра. Напомним, как только стало известно о законопроекте, в первую очередь все запереживали за Apple. Мол, принципиальные американцы никогда не устанавливали чужой софт (что, конечно, не так — подробнее об этом мы рассказывали здесь), поэтому у них одна дорога в случае принятия закона — домой. С учётом же новых условий у представителей Apple в России появилась возможность угодить и гордому производителю, и российским законам. Впрочем, Муртазин уверен, что предустановки продавцами не случится.

— У ретейлера нет такой функции. Она ему не свойственна. Всё, что делают магазины, — продают чужой продукт. Делать с ним что-либо они не могут. Любые манипуляции продавцов с товаром поставщика без его разрешения аннулируют гарантию, — объяснил эксперт.

Что говорят ретейлеры и вендоры

Лайф запросил комментарий сразу у нескольких крупных сетей-ретейлеров: "Связной", Re:Store и "М.Видео". Первая компания воздержалась от комментария. "М.Видео" на момент публикации не ответила. Крупнейший ресейлер Apple в России заявил, что для полноценного ответа у них недостаточно вводных данных. Дескать, нужно дождаться реакции производителей.

Фото © Shutterstock

— Сегодняшние формулировки постановления не дают нам понимания, ни зачем это [предустановка] надо, ни как это [предустановка] сделать. Надеемся, что ФАС и производители понимают и готовы к реализации, — сказала Людмила Семушина, руководитель службы по связям с общественностью Re:Store.

Обратились за комментариями и к производителям. Однако и они пока в замешательстве. Компания Samsung, например, отказалась комментировать ситуацию, пока не получит описание "утверждённых регулятором процессов и процедур".

Huawei утверждает, что они только "рады сотрудничеству с российскими разработчиками", а также надеется, что вместе с ними им удастся сделать App Gallery ещё лучше.

— Что касается предустановки приложений, мы работаем над этим и стремимся найти оптимальное решение для всех участников рынка, — заявили в компании.

В Xiaomi уверили, что уже давно отработали установку софта от локальных разработчиков и, как следствие, проблем в новом законе не видят.

Мы привержены соблюдению всех норм российского законодательства, и в том случае, если возникнет потребность устанавливать дополнительное программное обеспечение, мы будем это делать в рабочем режиме, — сказали Лайфу в российском офисе Xiaomi.

Ранее один из представителей компании в ходе неформального общения признался, что новая инициатива может стать ещё одним рычагом давления на серый рынок смартфонов. Напомним, за неисполнение требований "закона против Apple" предусмотрены штрафы в размере до 200 тыс. руб.

Что дальше?

В беседе с Лайфом аналитик Эльдар Муртазин подробно описал то, как ему видится ситуация с обсуждаемым законопроектом. Он уверен, что ФАС занимается лоббированием интересов "Яндекса".

Фото © Shutterstock

— Допустим, вы производитель смартфонов. Чтобы вписать в прошивку любое приложение, вам придётся его протестировать и отладить. Простой установкой работа не обойдётся. А дополнительные процедуры повлекут за собой дополнительные издержки, — объяснил эксперт.

Издержки — одна из причин, по которой в настоящее время между производителями софта и железа существуют коммерческие отношения. Разработчики платят вендорам за возможность присутствовать на смартфоне сразу. Вторая причина — аудитория бренда, которая также реагирует на предустановленные утилиты. Здесь напомним, что изначально ФАС настаивала на обязательной и безвозмездной предустановке приложений.

— Таким образом ФАС просто пыталась сэкономить "Яндексу" десятки миллионов долларов в год, — рассуждает аналитик Mobile Research Group.

Новое же постановление ФАС, как считает спикер, показывает, что государственная организация пошла на попятную. При этом Федеральная антимонопольная служба хочет выйти из воды сухой: сделать так, чтобы в неработоспособности законопроекта винили всех, кроме неё.

В настоящем виде закон обязывает разработчиков и производителей договариваться о цене предустановки. Однако, по словам Муртазина, в ряде случаев консенсуса может не случиться.

Что делать, если, например, компанию "Яндекс" не устроит цена, за которую Apple готова предустанавливать "Яндекс.Карты"? Долго судиться. И таких подводных камней много, — говорит он.

Рассуждая о том, почему ФАС могла отступить, Эльдар Муртазин вспомнил недавний прецедент в Турции. В конце декабря прошлого года компания "Яндекс" пожаловалась в местную антимонопольную службу на Google. За то, что американская корпорация запрещает пользователям выбирать поисковую систему на смартфонах при первом запуске.

С подобной претензией, напомним, в 2015 году "Яндекс" обращалась и в российскую ФАС. И в России, и в Турции наша компания выиграла спор. Однако, если в РФ Google продолжила работать, то из Турции американская корпорация ушла. Теперь там официально не продаются Android-смартфоны с предустановленными сервисами. Как следствие, резко вырос рынок "серых" устройств.

— Как я понимаю, ФАС резко смягчила требования после реакции Google в Турции. Первым же звоночком наверняка стала враждебная поза Apple. Сейчас же ФАС резко отступает, пытаясь скинуть ответственность за нереализацию закона на кого-нибудь ещё, — объяснил аналитик. В конце концов, Муртазин уверен, что законопроект не будет работать. В том смысле, что его никто не сможет исполнить.

Роман Кильдюшкин

Выбор редакции

Loading...
закрыть