Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Меч-кладенец сына Ирода и настоящее кольцо всевластия. Истории сказочных артефактов

13284

Фото © DevinArt

Post cover

Почти библейский богатырь

Тут, конечно, сложно говорить о реальности прототипа. Скорее, можно утверждать, что в древних исторических документах есть эпизоды, которые поражали воображение, могли быть множество раз пересказаны и в конце концов превратиться в сказку.

В общем, так. По историческим источникам, у жестокого иудейского царя Ирода (прошу внимания: это не только библейский персонаж, но и историческая личность) было девять сыновей. А вот старинное русское предание почему-то гласит, что десять. Был-де у него ещё один, младший, звали его Агриком. И был у него меч, которого боялись все. Во-первых, он в темноте светился. Голубоватым светом, если что. Во-вторых, уничтожал всё. Металл, доспехи — всё. Откуда такое фантастическое оружие, данные расходятся. По одной версии, наследник тирана выковал его самолично, по другой — похитил.

Что с ним (мечом) происходит в течение следующей тысячи с лишним лет, вообще тайна. А потом он возникает в древнерусских летописях. Во времена Юрия Долгорукова (стало быть, XII век) тамплиеры (представители Ордена бедных рыцарей Христа) провели раскопки на территории храма Соломона в Иерусалиме. И нашли в числе прочего легендарный святой Грааль и тот самый Агриков меч. А сын князя Юрия Андрей Боголюбский, надо сказать, вступил в орден тамплиеров и участвовал в крестовых походах. И рыцари в благодарность наградили его удивительным артефактом. Причём новому владельцу довелось испытать его мощь. Летопись гласит, что в 1149 году во время одного из междоусобных сражений он оказался во вражеском кольце верхом на израненном коне. И в этот момент он поднимает над головой меч. Светился он, нет ли — неясно, а только войска противника в ужасе начали расступаться, и Андрей без всякой драки вышел из окружения и присоединился к своим.

Фото © Public Domain

Много лет спустя его убили, и снова были войны. Чтобы драгоценный подарок князя не достался врагам, его спрятали в муромском монастыре. Ухватываете нить? Так ведь и это ещё не всё. Существует труд церковного историка Ермолая-Еразма под названием "Повесть о Петре и Февронии". Там сказано, что правил в Муроме князь Павел. Был у него младший брат Пётр. И была любимая жена. Но случилась такая оказия: сама того не ведая, она ему изменяла. Некий коварный пернатый змей довольно регулярно превращался в законного супруга и наведывался к красивой женщине. В какой-то момент подлог всё-таки был обнаружен, а на семейном совете стали думать, как вообще быть в такой ситуации. Тут нужна была женская хитрость, а за этим, сами понимаете, дело не станет. Во время одной из противозаконных встреч наша героиня заводит с любовником доверительный разговор и спрашивает, может ли вообще сей волшебный милостивый государь умереть. И выяснилось, что в смысле хитрости ни один змей не может сравниться с женщиной. Кудесник посмотрел, наверное, в эти глаза и признался: "Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Эту информацию мгновенно расшифровали. Пётр — это брат мужа. Агриков меч — это Агриков меч. Пётр, правда, не знал, где именно его спрятали. Ермолай-Еразм пишет, что он пришёл в храм молиться, ему было явление: ангел показал, куда идти. Меч лежал в алтарной стене, в щели между камнями. Кладенец, понимаете? Пётр берёт его, идёт домой и заходит в покои брата. Там сидит Павел. Один. Далее Пётр направляется в покои княгини. Там с ней Павел. Младший князь всё понял. Он вернулся обратно, велел брату никуда не уходить, снова пошёл к снохе и со всего размаху этим мечом по подложному князю ударил.

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кровь змея забрызгала Петра, и его кожа покрылась гнойными струпьями, он заболел проказой. И тут начинается его история любви. Все вокруг развели руками, мол, знахарство тут бессильно. А потом больному приснилось, что его вылечит одна девушка, которая живёт в Рязанском княжестве. И имя во сне назвали — Феврония. И село — Ласково. В общем, чёткое направление. Кстати, не сочтите, пожалуйста, за кощунство, просто удивительный эпизод: Феврония-то Петра, можно сказать, шантажом вынудила жениться! Она выдвинула это как непременное условие излечения. Пётр думал было уклониться, тем более что родня категорически против неравного брака была: он — князь, а она — дочь простого бортника, пчеловода то есть. Так вот, опять женская смекалка сработала: Пётр жениться не стал, но того не знал, что один струп умная девушка ему принципиально не стала долечивать. Легко себе представить, как он, довольный, уезжает, а она загадочно улыбается и машет ему рукой. В общем, вероломный пациент довольно скоро вернулся.

Проклятое кольцо

Наверное, настоящего Голлума звали Сильвианом, раз он так горевал из-за этого кольца. Но, судя по всему, ему "его прелесть" даже перед смертью так и не досталась. Итак, знаменитой саги не было бы, если бы не один простой крестьянин из деревни Силчестер в графстве Гэмпшир на юге Великобритании. Однажды в 1785 году он просто вспахивал поле и нашёл в земле кольцо. Вот это самое.

Кольцо Сильвиана в историческом поместье Вайн (Гэмпшир, Великобритания). Фото © Flickr / Richard Turner

Золотое, с печатью и какой-то надписью. Диаметр — 25 миллиметров. Явно на мужскую руку. А надпись такая: SENICIANE VIVAS IIN DE. Нетрудно догадаться, что это латынь. Однако, по мнению специалистов, тут сразу две ошибки: почему-то в слове IIN два раза выгравирована буква I и в конце фразы нет буквы О — для неё, получается, просто места не осталось. То есть должно было быть так: SENICIANE VIVAS IN DEO. Тогда это можно было бы перевести как "Сенициан, живи в Боге". Считается, что это довольно традиционная надпись для римских христиан. Впоследствии было установлено, что в этих местах в своё время действительно было обширное римское поселение. И да, на кольце отпечатано лицо богини Венеры. Во всяком случае, подпись гласит, что изображена она.

Так вот. Казалось бы, любопытно, но не более того. По основной версии, хозяин расположенного неподалёку поместья оказался коллекционером древностей и выкупил эту вещь у фермера. Много лет кольцо просто лежало в доме. Упоминание о нём осталось в фамильных книгах. Вот, собственно, и всё. И вдруг в начале XIX века в 130 километрах к северо-западу от Силчестера, а именно в городке Лидни, начинаются археологические раскопки. На этом самом месте, по мнению учёных, был храм, посвящённый древнему кельтскому божеству Ноденсу. Он был седой, бородатый, вроде Деда Мороза, только более грозный, пожалуй. Покровительствовал охоте, да и сам промышлял ловлей разных, между прочим, страшных и ужасных мифических существ. А ещё ему молились насчёт здоровья. И на руинах этого храма находят свинцовую табличку. Тоже с надписью, тоже на латыни, и содержатся там самые что ни на есть отчаянные проклятия.

"DEVO NODENTI SILVIANVS ANILVM PERDEDIT DEMEDIAM PARTEM DONAVIT NODENTI INTER QVIBVS NOMEN SENICIANI NOLLIS PETMITTAS SANITATEM DONEC PERFERA VSQVE TEMPLVM DENTIS".

Попытаемся перевести так:

Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и жертвует половину (его стоимости. — Прим. Лайфа) Ноденсу. Пусть никому из тех, кто носит имя Сенициана, не будет хорошего здоровья, пока кольцо не вернут в храм Ноденса

Судя по тому, что кольцо нашли не в храме, мы можем сделать вывод, что похищенное так и не вернули. Если это всё так, какой, однако, подлец этот Сенициан: украл и под себя переписал — ни стыда ни совести. Так ещё и малограмотный. Но всё-таки: что ж так убиваться-то? Жаль, конечно, но если у тебя был такой золотой перстень, то, надо думать, ты был вообще человек состоятельный. Что это кольцо могло такого значить для безутешного Сильвиана? Память? О чём? О ком? А может, действительно, символ власти какой-то? Вроде официального документа, подтверждающего, что ты властелин.

Исследователям очень понравилась эта история. Особенно выдающемуся археологу сэру Мортимеру Уилеру. В 1929 году он побывал на месте раскопок, ознакомился с табличкой, осмотрел кольцо. В какой-то момент он понял, что ему нужна консультация филолога, и обратился к лучшему, на его взгляд, специалисту в стране — профессору Оксфордского университета. И звали этого профессора... Правильно. Джон Рональд Руэл Толкин.

GIPHY

Чёрный обелиск

Если он именно чёрный, в форме квадрата или параллелепипеда, да ещё и с какими-то надписями, то сразу возникают прямо-таки многочисленные книжные образы. Тут тебе и "Мифы Ктулху" Говарда Лавкрафта, и "Заповедник гоблинов" Клиффорда Саймака. Да что там, даже в "Космической одиссее" Артура Кларка есть загадочный, правда, идеально ровный чёрный монолит, который прислали инопланетяне, чтобы сделать из полуобезьян разумных людей. Естественно, не стоит утверждать однозначно, но всё-таки это факт: все эти произведения написаны через много лет после того, как знаменитый итальянский археолог Джакомо Бони устроил раскопки на Римском форуме. Этот человек мечтал о новом возрождении Римской империи. Даже интересовался нацистской идеологией — считал, что это ближе к античности. Того, что эти нацисты творили, он увидеть не успел — умер в 1925-м. А в 1899 году он добился снесения нескольких "новодельных" зданий, которые стояли у него на пути, и начал искать. В древних источниках он прочёл, что именно в этом месте, рядом с храмом Антонина и Фаустины, находится некий чёрный камень. И что никто толком не знает, почему он там стоит. В воспоминаниях очевидцев сохранились описания того, как аккуратный, похожий на врача интеллигентный человек копался в траншее, вынимал из земли какую-то гадость. Даже поднимался над местом раскопок на воздушном шаре. И в конце концов нашёл.

Фото © Flickr / arthurrichards77

Обелиск сделан из чёрного мрамора. Кстати, в Италии находится одно из крупнейших месторождений этого редкого камня, и именно древние римляне начали его добывать. То, что на этом камне написано, представляет собой древнейший образец латинской письменности. Половины слов не видно. Правда, сохранилась, к примеру, фраза о том, что тревожить это место, мягко говоря… да. Не рекомендуется.

В общем, Бони и вслед за ним практически всё научное сообщество придерживались и придерживаются той версии, что этот камень обозначает место погребения легендарного Ромула, основателя Рима. Его смерть была загадочной. По преданию, он просто исчез во время солнечного затмения. В связи с этим немедленно родилась красивая легенда, что его прибрали к себе олимпийские небожители и он стал одним из них — богом Квирином. Впрочем, имеется и несколько более прозаичное предположение: сенаторы воспользовались внезапной полной тьмой и убили царя. Вот и сказке конец.

Выбор редакции

Loading...