Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Узнавай важные новости первым

"Додо пицца" мечтает убить "Яндекс.Еду" и Delivery Club. Почему у неё это не получится?

5797

Фото © Michael Loccisano / Getty Images

Post cover

Рестораны выживают в период самоизоляции исключительно благодаря доставке еды. Тем не менее они недовольны условиями работы с сервисами. Свой вариант предложил основатель "Додо пиццы". Вот как это будет выглядеть.

Основатель "Додо пиццы" Фёдор Овчинников предложил свою идею сервиса доставки еды. Согласно ей рестораны получат площадку по типу маркетплейса. Они доставляют еду сами или привлекают независимые службы, принимают заказы клиентов тоже самостоятельно. В общем, здесь у них будет больше свободы.

Другие условия сервиса: клиентская база принадлежит только ресторану, не агрегатору, комиссия значительно ниже, чем в "Яндекс.Еде" и Delivery Club. Бизнесмен не говорит о конкретном проекте. "Пока просто безумная идея", — подытожил Овчинников в своём посте в "Фейсбуке". Тем не менее из поста без конкретики можно сделать вывод — рестораны недовольны условиями сотрудничества с сервисами доставки.

Этой весной доставка еды — единственный способ выжить для ресторанов и общепита. Ещё один — еда навынос, но он не настолько эффективен в период самоизоляции и при требовании сидеть дома. Тем не менее заведения недовольны сотрудничеством. По мнению ряда рестораторов, доставка еды на почти любых условиях работает в убыток компании, а сокращение персонала и банкротство всё равно возможны по окончании пандемии.

Рестораны: курьеры берут слишком много процентов

Одна из причин недовольства условиями сотрудничества с сервисами доставки — высокая комиссия. "Яндекс.Еда" и Delivery Club доставляют еду преимущественно сами и получают доход с этого. Кроме того, они берут комиссию с оплаты самих блюд.

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

В период пандемии коронавируса Delivery Club пошёл навстречу ресторанам и отменил комиссию, если они доставляют еду своими силами. Но не всё так просто — комиссии не будет, если заведение соблюдает большое количество условий.

На данный момент в Delivery Club комиссия отменяется или снижается в одном из трёх случаев:

  1. Прежде всего ресторан должен быть несетевым и развозить еду своими силами, а не с помощью курьеров Delivery Club. Тогда комиссия составит 0%.
  2. Если ресторан подключился к сервису в период с 15 марта. Для него комиссия тоже 0%.
  3. Если это новый локальный ресторан, желающий использовать курьеров Delivery Club. Комиссия для него составит 25% вместо стандартной 35%.

В "Яндекс.Еде" комиссия не взимается при следующих условиях:

  1. Если это новый ресторан в сервисе, тогда за первые 100 заказов комиссия составит 0%.
  2. Если принимает заказы клиентов через приложение "Еды", но доставляет их своими силами. Тут также комиссия 0%.

Как видим, площадки дали ресторанам самостоятельность, но не в тех масштабах, о которых говорят. "На время пандемии новые рестораны вновь могут начать работать с "Яндекс.Едой" по модели маркетплейса: получать заказы через сервис, но доставлять их собственными силами", — говорит пресс-служба "Яндекс.Еды".

Это не так и вот почему.

Свобода, которой нет

Важный момент: агрегаторы не пускают в приложения сторонние службы доставки — либо своя, либо привязанная к ресторану, никаких больше. В этом случае у собственной службы преимущество что по количеству сотрудников, что по охвату территории.

Фото © Michael Loccisano / Getty Images

Не платят комиссию в случае доставки своими силами только локальные рестораны. А значит, им выгоднее всего развозить еду в пределах своего района.

Основатель Sky Food Cafe Валентин Наумкин уже пожаловался на это. Бизнесмен сказал, что комиссия не взимается, только если еда доставляется минимум за 6 км от местоположения ресторана. По словам Delivery Club, он ошибся, расстояние не влияет на наличие или отсутствие комиссии. Тем не менее претензия ясна: локальным заведениям доставлять еду по всей Москве или Санкт-Петербургу проблематично.

А это главное, о чём говорил основатель "Додо пиццы" Фёдор Овчинников. Маркетплейс — это прежде всего минимальная зависимость игроков рынка от площадки. А с доставкой сервиса снизить эту зависимость не получится.

Посмотрите на доставку на маркетплейсе AliExpress. Вы купили чехол для iPhone. В разделе доставки есть выбор: выбрать службу AliExpress или сторонней компании. В нашем случае это EMS от Почты России.

Плюса от введения сторонних служб доставки два:

  • Чем выше конкуренция, тем ниже будет комиссия.
  • Рестораны будут менее зависимы от сервисов.

Кстати, второе особенно важно для бизнеса.

"Яндексу" нельзя превращаться в Google. Иначе мы останемся без еды

Скорее всего, это способ повысить конкурентоспособность маленьких компаний и снизить зависимость от гигантов. Чем она ниже, тем сложнее большим компаниям контролировать маленькие и тем увереннее чувствуют себя вторые.

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Подобная ситуация происходит на рынке ИТ-компаний. Google, Facebook и Apple считаются здесь монополистами. В нынешнем положении они имеют возможность контролировать рынок и делать всё для получения собственной выгоды.

Так, Google недавно обвинили в подтасовке поисковой выдачи в случае с туристическими компаниями. Якобы прежде всего сайт выдаёт собственные сервисы, а потом сторонние, даже если вторые больше подходят под запросы пользователей.

Компании и государства осознают масштаб проблемы. Первые массово протестуют, а вторые выписывают многомиллионные штрафы за нарушение антимонопольных законов. Так, в период с 2017 по 2019 год корпорация была трижды оштрафована Европейской комиссией на общую сумму в 8,25 миллиарда евро, это треть её выручки в 2018 году. Все три раза компанию обвиняли в злоупотреблении положением монополиста — использование доминирующего положения в операционной системе Android, подтасовку результатов поиска в пользу своих сервисов и нарушение европейских норм конкуренции на рынке рекламы.

Аналогичная ситуация развернулась на рынке доставки еды. "Яндекс.Еду" и Delivery Club пока не уличили в использовании доминирующего положения, но у них есть всё, чтобы это делать. А сторонние сервисы доставки — значит, уменьшение прибыли у них, как следствие, они делают всё, чтобы ресторанам было неудобно пользоваться своими, ещё раз вспомним кейс основателя Sky Food Cafe Валентина Наумкина, а в приложение не пришли сторонние службы.

Неужели снизить комиссию настолько просто?

Фото © ТАСС / Антон Новодережкин

Возможно, следующий уровень доставки еды — площадка, которая просто предоставляет аудиторию и следит за соблюдением правил, а компании зарабатывают на ней независимо от владельца.

Конечно, в период пандемии такая платформа не появится, на реализацию нужны деньги. Тем не менее самоизоляция может подтолкнуть компании к её созданию. Службы доставки и раньше были популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому высока вероятность, что спрос на их услуги останется высоким и после пандемии. Но есть проблемы.

Возмущение ресторанов насчёт комиссии в период пандемии коронавируса можно понять. С переходом на доставку изменилось и меню заведений. Оно стало менее разнообразным в силу обстоятельств.

Когда не было ограничительных мер по передвижению в рамках города, доходы были выше, потому что многие заходили выпить чашку кофе с коллегами или съесть мороженое с подругой. Не думаю, что вышеназванные товары будут заказывать через приложения по доставке. То есть перечень предложений автоматически упрощается. Если сопоставить комиссию за услуги этих приложений и доходы ресторанов на данный момент, то неудивительно, что многие представители мест общественного питания проявляют недовольство, так как уровень затрат и дохода несколько иной, чем раньше, не оправдывающий ожидания, — рассказал Лайфу социолог Михаил Галицкий.

В таком случае претензии к сервисам доставки обоснованы. Но тогда решит проблему не переход на независимые от приложения службы, а изменение меню.

Что касается агрегатора доставок, то здесь нужно смотреть, насколько будут востребованы его услуги после пандемии. Кроме того, не факт, что комиссия за доставку снизится.

Воплотить подобную идею не составит труда, тем не менее вопрос: будет ли она востребована на рынке? Не думаю. Разница затрат будет не сильно отличаться от сегодняшней версии. Приложения с ресторанами, как и служба доставки, путём сопоставления дебита и кредита (прихода и расхода) придут к утверждению наиболее выгодной для себя комиссии (за рекламу и доставку). Разница будет незначительная, но процесс заказа блюд покупателям добавит лишние заморочки, используя более одного приложения. Людям важны удобство и экономия времени, — говорит социолог Михаил Галицкий.

Выбор редакции

Loading...