Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Узнавай важные новости первым

Больше никакого оружия. Коронавирус "убил" военную промышленность в США

30300

Коллаж © LIFE. Фото © Amy DelaTorres / U.S. Navy/Getty Images, © Shutterstock

Post cover

Большая часть военных проектов, намеченных на 2020–2021 годы, в США будет либо отложена до наступления благоприятных условий, либо отменена. Эпидемия SARS-CoV-2 добралась до военных заводов, верфей и компаний, создающих оружие для американской армии и флота.

Всё уже известно

Data science в век эпидемии может многое. Особенно если речь идёт о военных бюджетах и оценке боеспособности разных стран. Американская исследовательская компания Govini, которая тесно сотрудничает с Государственным департаментом и Минобороны США, внезапно выпустила доклад, согласно которому США грозит не только потеря боеспособности, но и чуть ли не остановка всей военной промышленности. Аналитики Govini с помощью нейросетей и анализа больших данных пришли к выводу, что пандемия коронавируса SARS-CoV-2 в США "ударит" в первую очередь по промышленным центрам, которые занимаются производством, ремонтом и обслуживанием всей флотской инфраструктуры ВМС США.

Главный удар, по данным аналитиков из Govini, может прийтись на восточный промышленный район США — штат Вирджиния. Именно там расположена верфь Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг — огромный завод по производству атомных подводных лодок и авианосцев типа "Джеральд Форд". Но не только производство новых, но и ремонт старых атомных кораблей всех типов для ВМС США может приостановиться на неопределённый срок.

Фото © Smith Collection / Gado / Getty Images

Суть проблемы проста: эпидемия SARS-CoV-2 давно распространилась за пределы крупных городских агломераций и вплотную подбирается ко всем без исключения прибрежным городам. И, хотя власти США стараются делать всё возможное для сохранения промышленности, верфь, производящая атомные авианосцы, атомные подводные лодки для "судного дня" и другое оружие массового уничтожения, держится на единственном ресурсе — людях.

Вымирание флота

Во втором производственном центре ВМС США ситуация не лучше. Верфь Electric Boat в Гротоне, штат Коннектикут, также производит подводные лодки, в основном многоцелевые АПЛ с крылатыми ракетами. Проблема в том, что город Гротон, где живёт большинство рабочих, находится в трёх часах езды от Нью-Йорка. Верфь Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг находится подальше — до неё примерно шесть часов езды на машине.

Но сложность кроется в том, что скорость распространения коронавируса в США никто не замерял, а инфицированные есть во всех крупных городах и небольших пригородах. Суммарно на обеих верфях в США работает почти 50 тысяч человек. С учётом той скорости, с какой люди умирают в том же Нью-Йорке, и районов заболеваемости, отмеченных аналитиками Govini, можно предположить, что все американские корабелы могут заболеть коронавирусом за две-три недели. А это фактический слом флотской промышленности в стране.

Фото © Ridge Leoni / US NAvy via Getty Images

Бывший начальник участка на одном из российских судостроительных заводов Андрей Ситников отметил, что, даже если вовремя изолировать большую часть заболевших судостроителей по домам и больницам, темпы производства упадут в разы.

Люди. Людей для работы с кораблями подготовить тяжело. Спроектировать — одно дело, его же надо в металле ещё построить. С соблюдением технологий. Представьте, если на заводе будет дефицит сварщиков. Сколько смен придётся дополнительно нагружать тем, кто останется, и какое там будет качество после этого? А если критическая масса какая-то заболеет, то производство вообще можно будет закрыть до выздоровления большей части сотрудников. Потому что некоторые элементы корпуса у подводных лодок, например, варятся на нескольких участках сразу, и люди на этих участках нужны особенные, просто с улицы не взять. Всё это просчитывают, конечно, все эти риски, но тут эпидемия — это совсем другой масштаб

Андрей Ситников

Начальник участка на судостроительном заводе

Перспектива присутствия

Флот — основа Соединённых Штатов и главный инструмент, с помощью которого обеспечивается присутствие во всех регионах мира. Проблема в том, что закрытие двух судостроительных верфей в США поставит крест на ВМС, пусть и не навсегда, но на какое-то время точно. К примеру, уже сейчас опасения аналитиков вызывают темпы создания новых АПЛ типа Columbia — носителей баллистических ракет с ядерной боевой частью. Строительство этих субмарин планировали начать в 2021–2022 году, но коронавирус добавил сложностей американским военным.

Не лучше дела обстоят и с авианосцами. Если на заводе в Ньюпорт-Ньюс появится хотя бы один больной коронавирусом, верфь обнесут забором и закроют на карантин. Можно ли будет строить "десять тысяч тонн дипломатии" в такой обстановке? Скорее всего, нет. Именно на это намекают авторы доклада, которые отмечают, что всё оружие, "необходимое для войны с Россией и Китаем", нельзя производить, по крайней мере, в период пандемии. К примеру, плановое обслуживание авианосца "Теодор Рузвельт", экипаж которого отправят в карантин из-за 100 больных коронавирусом моряков, тоже под большим вопросом. Подлатать корабль и кое-что подкрасить, конечно, можно прямо посередине океана, но как быть с серьёзным ремонтом?

Stay home

Фото © Noam Galai / Getty Images

Истерика вокруг готовности США к третьей мировой в период пандемии доходит до смешного. В конце марта 2020 года выяснилось, что Министерство обороны США запретило всему военному руководству, в том числе командирам за пределами страны, публично сообщать о новых случаях заболевания коронавирусом среди личного состава. Представитель Пентагона Джонатан Хоффман заявил, что это нужно для поддержания оперативной готовности.

Бывший командир роты охраны специальных объектов РВСН Анатолий Тарасенко пояснил, что такие заявления могут говорить о серьёзной подготовке к "выпаду" некоторых частей и соединений из состава Вооружённых сил, в том числе и из ядерной триады.

Представьте себе на минуту, что на посту управления ядерным оружием никого нет. Ну вот натурально никого. Несколько смен последовательно заражают друг друга, дезактивацию помещения вовремя не провели. Что происходит? Вручную отдать команду и повернуть ключ нельзя. Но с этим потом. Что будет с экипажем подводной лодки, если один или несколько человек заболеют? Там такого пространства, как на авианосце, нет и даже толком никого не изолируешь. Тоже всплывать экстренно и просить помощи? А если лодка на боевом дежурстве, да ещё и там, где ей по всем законам — и территориальным, и военным — быть нельзя? Это сразу если не война, то международный скандал точно

Анатолий Тарасенко

Бывший командир роты охраны специальных объектов РВСН

Если ситуация дойдёт до точки невозврата, а военные на стратегически важных постах будут так же, как и гражданские, умирать от коронавируса, то разработку и постановку на боевое дежурство новых баллистических ракет, равно как и испытания другой техники, например, гиперзвуковых ракет, могут отложить или остановить.

Под шумок

Аналитики Govini, опубликовавшие карту с зонами риска распространения коронавируса, наверняка знают, что одним из производств, на котором в случае неблагоприятного развития ситуации может остановиться работа, может стать завод Northrop Grumman в Палмдейле, Калифорния. Именно там собираются новейшие многоцелевые истребители пятого поколения F-35, а сам штат, если верить "температурной карте" Govini, находится в самом центре эпидемии на западном побережье. В производстве F-35, разумеется, задействовано меньше людей, чем на строительстве подводных лодок и авианосцев, но проще положение американских военных от этого не становится.

Фото © Govini

Причина проста — весь инженерный состав, занятый на производстве F-35 в Соединённых Штатах, — это высококлассные специалисты, часть из которых людьми даже из смежных профессий заменить нельзя. Что будет, если хотя бы треть специалистов отправят по больницам с коронавирусом, а других на карантин? Разумеется, производство военной техники встанет. Кроме того, в зоне риска находится и завод, на котором проходят модернизацию другие американские самолёты — F-16, F/A-18 и F-22 Raptor. Производственная площадка находится недалеко от Сан-Франциско, что тоже в Калифорнии.

Отсутствие нормального обслуживания авиации может "ударить" по авиабазам. В зоне риска авиабазы "Люк", "Холлоуман", "Барксдейл" и "Уайтмэн" — на последней расквартированы стратегические бомбардировщики B2, способные нести ядерное оружие. Если большая часть личного состава ВВС США заболеет коронавирусом, то и европейские авиационные соединения, производство компонентов для которых находится в США, могут на какое-то время поставить истребители "на прикол". Кроме того, почти все страны НАТО летают на американских самолётах, и если Америку "накроет" коронавирусом так, как представляют себе аналитики Govini, то полёты НАТО могут из повседневной рутины превратиться в роскошь. Что будет с безопасностью США и НАТО в этом случае, не может спрогнозировать никто.

Выбор редакции

Loading...