Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Бургеры с икрой и "Макфлурри" с водкой. Чем российский "Макдоналдс" удивил американцев

Фото © ТАСС / Виталий Созинов

Post cover

"Макдоналдсу" в России 30 лет. Именно 31 января 1990 года в Москве, на Пушкинской площади, открылся первый в России ресторан быстрого питания с американскими бутербродами. Именно тогда русский человек узнал, что булка с котлетой и кетчупом — это обязательно гамбургер. А если добавить к нему сыр, то получится чизбургер. Эти и ряд других иностранных слов с тех пор поселились в нашем лексиконе навсегда. Рассказываем, с чего начинался "Макдоналдс" и что с ним сегодня.

Вся правда о первом дне

Надо ли говорить, что открытие первого "Макдоналдса" событием было незаурядным и почему сопровождалось оно большим ажиотажем? В первый день заведение обслужило, по разным данным, от 30 до 35 тыс. клиентов. Российский "Макдоналдс" навсегда вписался в историю бренда как абсолютный рекордсмен. До московского ресторана лидером по посещаемости в премьерный день был будапештский — он обслужил 9100 человек.

Очереди в "Макдоналдс" и сегодня не редкость. Но представьте, что было в первый день работы заведения в России? Люди часами стояли на холоде, прежде чем попасть в американскую закусочную. И не меньше часа теснились непосредственно в стенах помещения. При этом заведение оказалось не из маленьких — оно рассчитано на 700–900 мест. "Макдак" на Пушкинской считается одним из самых больших в мире.

Фото © ТАСС / Виталий Созинов

Ажиотаж объясним. К 90 году многие советские люди уже слышали про "золотые арки" из фильмов или прессы — хотелось попробовать. К тому же народ был измучен непрекращающимся дефицитом — доступ к чему-то новому, пускай и довольно дорогому, пьянил.

А именно дорого в "Макдаке" и было. Бигмак стоил 3 руб. 75 коп., "Филе-о-фиш" — 3 руб. 25 коп., чизбургер — 1 руб. 75 коп., гамбургер — 1 руб. 60 коп., пирожок с яблоком — 1 руб. 50 коп.

Это сегодня молодым людям может показаться, что приведённые цены — копеечные. Но тогда они ой как кусались и не резонировали со слоганом "По карману каждому". В 90 году средняя месячная зарплата равнялась 120 руб. Батон стоил 20 коп., а проездной в метро на месяц — 3 руб. Многие первые посетители покупали один гамбургер на двоих. Хотя бы попробовать.

К слову о зарплатах. Перед запуском требовалось нанять 630 сотрудников. Набор открылся за пару недель до дня икс. "Макдоналдс" получил 25 тыс. заявок. Соискателей выбирали из молодых людей. Платили 2–2,5 руб. в час. При максимальной нагрузке обещали до 300 руб. в месяц. Большие деньги. Особенно для молодёжи.

Могло быть и раньше

Кстати, не так широко известен тот факт, что "Макдоналдс" в СССР мог появиться значительно раньше. Во время Олимпийских игр 1976 г., которые проходили в Монреале, советская делегация встречалась с руководителем канадского подразделения "Макдака" Джорджем Коханом. Стороны обсуждали способ дёшево и быстро накормить посетителей московской Олимпиады 80 года.

Фото © ТАСС / Марина Лысцева

Как мы знаем сегодня, переговоры ни к чему не привели. Американцы хотели работать без вмешательства Правительства СССР, что, конечно, компартия позволить не могла. К тому же ближе к 1980 году отношения между Советским Союзом и США сильно накалились. Представить открытие "Макдоналдса" в этот период было невозможно.

Впрочем, именно Кохан продавил запуск американской закусочной в России. Канадский американец перерезал красную ленту на Пушкинской, а после какое-то время пожимал руку каждому посетителю заведения. Он же распорядился, чтобы первыми посетителями "Макдоналдса" в Москве стали воспитанники одного из детдомов.

Твои стандарты — твои проблемы

Запуск "Макдоналдса" вылился для компании в огромные расходы. Нет, единственный ресторан не был облеплен сусальным золотом от пола до потолка. Прорва американских денег ушла на наладку производства необходимых продуктов. Из-за стандартов ли или же по каким-то другим причинам американцы не хотели пользоваться ни сырьём местных поставщиков, ни оборудованием существующих в СССР предприятий. Всё своё!

Согласно легенде, отечественная картошка не годилась — слишком мелкая. Поэтому в Подмосковье распахали гектары под голландский сорт "Рассет Бурбанк". Коров, говорят, тоже принялись выращивать специальных. С помощью завезённых из-за границы быков — осеменителей мясных пород. Знаменитые булочки с кунжутом тоже готовились в специальных цехах.

Что сегодня?

Всё совершенно по-другому. Около 98% сырья и продукции "Макдоналдс" закупает у отечественных производителей.

Оставшиеся два процента — это, например, соки и некоторые десерты. Над их локализацией мы сейчас работаем и делаем всё возможное, чтобы её уровень достиг 100% в самые кратчайшие сроки, говорил нынешний генеральный директор российского "Макдоналдса" в одном из интервью пару лет назад.

Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев

Иии… Похоже, переход на российские продукты пошёл "Макдоналдсу" на пользу. Не спешите обвинять нас в непробиваемом патриотизме. Дело в том, что высокую оценку бургерам в нашем исполнении дают именно американцы.

В 2019 году деловое издание Business Insider опубликовало статью "Я заказала одни и те же блюда в московском и нью-йоркском "Макдоналдсах". Российская еда оказалась на голову выше". В ней журналистка Кэти Уоррен рассказывает, как во время командировки в Москву посетила "Мак" на Пушкинской и была поражена высоким уровнем организации, чистоты и качества еды.

Ого! А можно поподробнее?

Можно. Первое, чему удивилась американка, — просторность и чистота.

— Было очень чисто. Я не видела ни мусора на полу, ни остатков еды на столах, делится впечатлениями Кэти.

Вторым пунктом журналистка отметила электронные киоски. Сначала она расстроилась отсутствию меню на английском у традиционной кассы, так как не знает русского. Потом же обратила внимание, что электронные табло поддерживают не только английский, но и целый ряд других языков.

В конце концов, девушка высоко оценила меню российского "Макдоналдса".

— В глубине души я надеялась увидеть стереотипные русские блюда вроде бургера с икрой или "Макфлурри" с водкой, — признаётся журналистка Business Insider.

Фото © Shutterstock

Ничего из перечисленного она не получила. Но это не значит, что Кэти Уоррен не нашла ничего нового. Только благодаря визиту в Россию она познакомилась с эксклюзивами вроде "Панини Тоскана" и "Мохито Итальяно". Она взяла бигмак, картошку и колу. Всё это приготовилось за минуту.

Меня впечатлила скорость и эффективность процесса. В "Макдоналдсе" у моего офиса всё иначе: там нет цифровых киосков, а людей по очередям сортирует специальный сотрудник заведения, — рассказывает она.

С виду российский бигмак оказался таким же, как и американский, но на вкус лучше. После журналистка ещё несколько раз удивилась чистоте российского "Макдоналдса" и перешла к впечатлениям от американской закусочной.

В США я стараюсь не есть в "Макдоналдсе", потому что обычно в нём беспокойно, грязно, а еда не особо-то и вкусная. В Москве же блюда, сервис и помещение на более высоком уровне. В общем, я бы однозначно поела там ещё раз, — подвела черту под своим рассказом корреспондентка Business Insider.

***

Второй "Макдоналдс" в России появился только в 1993 году. И тоже в Москве. После темпы распространения американских закусочных по стране сильно ускорились. На сегодня в России насчитывается около 700 точек "Макдоналдса".

Роман Кильдюшкин

Выбор редакции

Loading...
закрыть