Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Курица заменила говядину. Россияне начали экономить на продуктах из-за коронавируса

5593

Фото © ТАСС / EPA / YURI KOCHETKOV

Post cover

Россия пребывает в режиме строгой самоизоляции уже больше двух недель. Кажется, что первая волна эмоционального напряжения спала. Люди успокоились, смирились и начали возвращаться к более или менее привычным заботам. Но так ли это? Спросили у ретейлеров, как коронавирус повлиял на выбор россиян в продовольственных магазинах.

Что случилось? Какие ещё привычки?

Торговые сети "Ашан" и "Магнит" намедни заявили, что их покупатели вернулись к "привычному потребительскому" поведению. Отмечается, что в первую неделю апреля люди стали чаще покупать свежие продукты. Из так называемых категорий "фреш" и "ультрафреш". Компания X5 Retail Group ещё в предпоследнюю неделю марта отчиталась о падении спроса на туалетную бумагу, крупу, консервы и макароны. Всего за неделю люди перестали интересоваться перечисленными позициями примерно на 33%. Напомним, в X5 Retail Group входят торговые сети "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Карусель".

А что покупали в самом начале эпидемии коронавируса в России?

Мы задали ряд вопросов, включая этот, нескольким крупным ретейлерам: "Ашану", "Ленте", "О'кей", X5 Retail Group, "Яндекс.Лавке" и "Сбермаркету". На момент публикации материала ответили только "Ашан", "Яндекс.Лавка" и "Сбермаркет". Все три компании — образцовые примеры. "Ашан" владеет одними из самых больших в России гипермаркетами. По данным "Яндекс.Лавки" можно судить о предпочтениях жителей Центрального региона страны — Москвы и Санкт-Петербурга. "Сбермаркет" работает уже, можно сказать, по всей России. В более чем 40 крупнейших городах страны компания доставляет клиентам продукты из ближайших магазинов.

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

Как и следовало ожидать, в "Ашане" в первые дни с полок сметали то, что, вероятно, вместе с остальными покупал и каждый читатель.

Крупы, макаронные изделия, консервы, сахар, туалетная бумага, — перечисляет топ-5 продуктов накануне введения режима самоизоляции Татьяна Шаповалова, менеджер по коммуникациям "Ашана".

В "Яндекс.Лавке" (ЯЛ) не смогли ответить, что из продуктов питания у них пользовалось наибольшим спросом в период ажиотажа. Из других товаров компания отметила большую популярность медицинских масок.

Потом их разрешили продавать только в аптеках, и "Лавка" убрала маски из ассортимента, — рассказал представитель сервиса Лайфу.

В "Сбермаркете" (СМ) незадолго до начала самоизоляции наблюдалась такая же ситуация, как и в большинстве других продовольственных магазинов. В середине марта люди сметали туалетную бумагу, крупы, макароны и прочие продукты долгого хранения.

А как сейчас?

"Ашан", как мы отмечали выше, наблюдает у россиян переход от стихийных предпочтений к стандартным. Люди больше не охотятся за бумагой и гречкой.

В настоящее время в топе продаж бананы, цыплёнок-бройлер, томаты, лук репчатый, картофель, капуста, морковь, перец красный, яблоки, сыр, — перечисляет Татьяна Шаповалова. Она отмечает, что такой набор в первую очередь связан с тем, что потребители много сидят дома и свободное время тратят в том числе и на готовку полноценных блюд (супов, салатов), а не закусок.

Фото © ТАСС / Дмитрий Феоктистов

Фото © ТАСС / Дмитрий Феоктистов

Вместе с тем "Ашан" столкнулся с оттоком людей.

Мы наблюдаем снижение трафика в период самоизоляции, так как люди посещают магазины только при крайней необходимости, — объясняет представитель компании. И это очень похоже на правду хотя бы потому, что гипермаркеты, как правило, располагаются не в пешей доступности. В них нужно ехать на автомобиле или на общественном транспорте, что власти ряда регионов призывают не делать. Из-за этого, говорят в компании, у них замедлился рост среднего показателя в чеке.

В свою очередь ЯЛ трубит о многократном приросте клиентов с начала режима строгой самоизоляции. Общий спрос на доставку у компании вырос на "десятки процентов". А в отдельных точках аж на сотни. В последнем случае не можем не отметить, что компания, скорее всего, манипулирует цифрами. Рост в 100–200% почти наверняка наблюдается там, где раньше в ЯЛ не заказывали ничего или почти ничего. Перемножьте 1 на 200 — получите 200-процентный рост.

Как бы там ни было, сегодня в сервисе заказывают не товары длительного хранения, а самые обычные продукты: фрукты и овощи, молоко, яйца, готовую еду.

Увеличилась частота заказа, очевидно, люди не хотят выходить из дома даже в магазин. Средний чек с начала пандемии вырос на несколько сотен рублей вместе с количеством товаров в корзине, — рассказывает представитель ЯЛ.

Что интересно, прямо сегодня лидером продаж сервиса является заводской белый хлеб. Который до начала пандемии не был даже в первой двадцатке. Интересно это потому, что испокон веков на Руси хлеб принято считать основным продуктом в рационе. Если на него резко взлетает спрос, это может означать, что люди начали экономить. Хлебом — сытным и дешёвым продуктом — люди насыщаются быстрее. Поэтому берут его чаще.

Другие бестселлеры — яйца (спрос на них также связан с Пасхой), молоко, вода, бананы, детские снеки, — заканчивает перечислять представитель ЯЛ.

Фото © ТАСС / Вячеслав Прокофьев

Фото © ТАСС / Вячеслав Прокофьев

СМ, как и ЯЛ, рапортует о стихийном повышении спроса на доставку продуктов. Ежедневная аудитория сегодня в два-три раза больше, чем в начале марта. Количество заказов увеличилось на 150–200%.

Средний чек менялся в зависимости от потребительского ажиотажа. Например, в середине марта он достигал 5000 рублей по более чем 40 городам, а в Москве и вовсе доходил до 8000 рублей.

Сейчас ажиотаж снизился, что повлияло и на средний чек: он составляет около 4800 рублей, — рапортует "Сбермаркет".

По составу корзины у сервиса всё, как у всех. Люди вернулись от закупки продуктов долгого хранения к бананам, сахару, молочной продукции, свежему мясу и фруктам. С большой охоткой, по данным компании, последнюю неделю россияне покупают овощи.

Эксперт Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко говорит, оценивая состояние ретейла на сегодняшний день, об уверенности в том, что россияне начали экономить на продуктах.

Люди переходят на более дешёвые товары. Вместо говядины, например, начали брать мясо птицы. Выбирают товары бюджетных категорий, — объясняет специалист АКОРТ и подчёркивает, что вместе с тем увеличилось количество позиций в чеке. Люди реже ходят в магазины, но покупают больше.

А что будет дальше?

Когда случился ажиотаж и люди начали опустошать полки магазинов, власти рекомендовали ретейлерам пополнить запасы продовольствия на два месяца вперёд. Чтобы, повторись у россиян очередной приступ шопоголизма, было что продавать. Однако сегодня, практически месяц спустя после первой вспышки, мы видим, что потребители вернулись к прежним привычкам. В связи с этим появился вопрос реализации продуктов с ограниченным сроком годности, которые были запасены.

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

Ни один из ретейлеров, которых мы опросили, не признал существования такой проблемы. Все лишь отчитались о своей ловкости, которая позволила им на лету регулировать интенсивность закупок тех или иных продуктов в зависимости от спроса.

Заказы продукции с ажиотажным спросом были увеличены. А спрос на свежие продукты остался примерно на повседневном уровне, — объясняет, например, представитель "Ашана".

Меж тем, со слов Ильи Власенко мы знаем, что ретейлеры подсчитали расходы, которые потребуются для утилизации скоропортящихся продуктов, — 1,4 млрд рублей. Что больше, чем продавцы тратят на эту процедуру обычно. При этом эксперт подчёркивает, что названная сумма — примерная.

Оценить их (расходы. — Прим. Лайфа) сейчас в цифрах практически невозможно, потому как процесс списания продукции постепенный. Какие-то продукты, яйца, допустим, списываются через две недели, крупы — через полгода. Окончательную сумму можно будет назвать, только когда двухмесячные запасы подойдут к концу, — объяснил представитель АКОРТ. Вместе с тем эксперт не сомневается, что расходы будут солидными.

Как именно компании планируют утилизировать продукцию, Власенко не сказал. Но отметил, что продукция точно не может быть пожертвована на благотворительность. Так как необходимой для этого опции не предусмотрено в законодательстве.

Любые операции с товарами у ретейлеров законом трактуются как продажа с оформлением необходимых документов. Вопрос передачи продуктов на благотворительность обсуждался ретейлерами неоднократно, — пояснил эксперт, отметив, что с осени прошлого года в Госдуме на рассмотрении находится соответствующий законопроект. Возможно, в связи со сложившейся ситуацией депутаты о нём вспомнят.

Выбор редакции