ОАО «РЖД», ИНН 7708503727. Erid: 2VtzqupUpW3

1205

лет труда

Поезд Москва — Владивосток проходит через Транссибирскую магистраль — самую длинную железную дорогу в мире. Она пересекает весь Забайкальский край — огромный по своей протяжённости. От столицы — Читы — до станции Могоча путь занимает больше 12 часов.

Я этот участок своими ногами прошёл, общался с путейцами…
— говорит заместитель начальника дирекции капитального ремонта и реконструкции ОАО РЖД Андрей Полозков

Он начинал свою карьеру в Могочинском отделении, куда его семья переехала из небольшого железнодорожного посёлка — Амазара.

— Жанна, посмотри какая там станция?
— Амазар-2
— Уважаемые пассажиры, выходим! Поезд отправляется через две минуты!
— Выходим скорее!!!

Так мы чуть не проехали тот самый Амазар, где больше ста лет назад зародилась железнодорожная династия Чемеркиных-Полозковых. Сегодня их общий трудовой стаж — больше тысячи лет!

/01

РОДОНАЧАЛЬНИКИ

dynasty_train-green-1-1-quxald8rkggc2kb805xthpg7c5217r78gudqp0wglc
Чемеркин Петр

Полозков Георгий

Полозков Николай

Полозкова Мария

Полозкова Аграфена
Полозков Семен
dynasty-shadow

Вот на этой улице — Раковец — стоял роддом, где в 1975 году совершенно случайно родился я. Когда мама и папа приехали к своим родителям на выходные.
А дальше по этой улице находился дом моего дедушки — Петра Ивановича Чемеркина, начальника Амазарской дистанции пути. Каждое утро он бежал на работу проверить, всё ли готово к началу рабочего дня, и только потом возвращался домой завтракать

— рассказывает Андрей Полозков

В Амазаре Петра Чемеркина считают настоящей легендой. Его и сейчас помнят старожилы дистанции пути.

Он дома не сидел! Зимой смена рельс, мороз 45, он с нами! Я на мотовозе, у меня к нему прицеп был. Он отцепился и покатился на стрелки. Верите — нет? Я спортсмен-футболист бегу за прицепом, а он обогнал меня! Ну мы все побежали — прицеп остановили.
— вспоминает подчинённый Петра Чемеркина Виктор Важенин

Пётр Иванович лично проходил новые участки и фиксировал всё в блокноте. Записная книжка с пожелтевшими от старости страницами стала отправной точкой для Андрея Полозкова в изучении своего рода.

У человека 7 классов образования! Каллиграфическим почерком прописана практически вся жизнь. Формулы из алгебры, геометрии, и актуальные на сегодняшний день. Какие‑то стихи, отрывки песен… Вот займы в пользу государства — на восстановление страны.

— с осторожностью перебирает страницы семейной реликвии Андрей Полозков

Чемеркин
Пётр

У дочери знакомых Петра Ивановича начались схватки. Был риск потери и матери, и ребёнка. Врачи приняли решение доставить роженицу в больницу, на соседнюю станцию. Но на машине довезти бы не успели. Единственный выход — по рельсам. Дед оперативно предоставил свою автомотрису. Роды прошли успешно

— делится подробностями жизни деда Андрей Геннадьевич
Работая над древом, он выяснил обстоятельства жизни и смерти своего деда. Пётр Чемеркин умер, прожив всего 45 лет. Начальник был на совещании, где решался острый вопрос — повышение зарплаты рабочим. Собрание прошло успешно. Пётр Иванович возвращался домой, но, к сожалению, по дороге у него остановилось сердце.
По линии отца самым первым железнодорожником в семье Полозковых был Георгий Ефремович. Он родился в 1888 году в деревне Большое Кривощёково Томской губернии — на этом месте сейчас находится железнодорожный вокзал Новосибирска.

Полозков
Георгий

Полозкова
Аграфена

Оттуда в 1904 году он вместе с мамой, Аграфеной Емельяновной, и невестой, Марфой, переехал в Забайкалье. Рабочие со всей страны съезжались в посёлок Борзя для начала строительства участка Транссибирской магистрали. Георгий устроился подельником слесаря.

Ему установили очень низкое жалование — 6 075 рублей в год. Инженеры получали от 25 тысяч!
— делится архивными фактами потомок
В 1924 году пара переедет в Амазар. В семье Георгия и Марфы родится восемь детей. Шестой ребёнок — Николай — родной дедушка Андрея Полозкова.

Николай Георгиевич всю жизнь проработал на одном железнодорожном предприятии — электростанции Амазар — 44 года и 3 месяца. Был сначала дизелистом, потом электромехаником. Его жена — Мария Пантелеевна — почти 20 лет работала на железной дороге там же, в Амазаре. В её трудовой книжке было всего две записи: 1961 год — принята на должность дежурного по переезду. В 1981-м — уволена в связи с выходом на пенсию.

Полозков
Николай

Полозков
Семён

Сразу три предка Андрея Геннадьевича участвовали в Великой Отечественной войне. Один из них — Семён Полозков — был пятым ребёнком в семье. В начале войны, несмотря на то что уже работал на железнодорожном предприятии, был мобилизован на фронт. В семейном архиве сохранилось письмо лейтенанта Полозкова от 10 января 1945 года.

Он пишет маме, при этом обращается к ней на «Вы» с большой буквы! Просит следить за новостями: намекает — на его участке фронта готовится что‑то грандиозное!
— показывает строки письма Андрей Полозков

На другой конец страны — в посёлок Амазар — письмо дойдёт спустя полтора года. Когда родные читали эти строки, они знали, что Семёна уже нет в живых. Он сгорит в своём танке, в одном из первых боёв за освобождение Кёнигсберга, спустя 10 дней после отправки письма. Ему было 26 лет.

/02

ПРОДОЛЖАТЕЛИ

dynasty_train-red-1-1-1-1-1-1-re2gf4jcq2m636n8dagu1yteedv7zepk1i4sv6x69s

Чемеркина Любовь

Полозков Геннадий

Полозков Валерий

Недашковский Аркадий
dynasty-shadow
На железнодорожном переезде станции Амазар у бабушки были флажки — красные, жёлтые… Я махала этими флажками поездам, которые проходили мимо: с запада на восток, с востока на запад…
— вспоминает сестра Андрея Полозкова, Наталья

Клеймёнова
Наталья

Она работает на железной дороге уже 35 лет. С 2018 года возглавляет финансово‑экономический отдел Забайкальского центра метрологии.

Родители Натальи и Андрея Полозковых познакомились всё в том же Амазаре, будучи ещё школьниками.

Полозков
Андрей

Летом после проваленного экзамена по географии отец хотел закончить учёбу и пойти работать на железную дорогу. Устроился практикантом в мостовую бригаду. За лето он несколько раз встречался с начальником ПЧ — своим будущим тестем, Петром Чемеркиным
— делится воспоминаниями родителей Андрей Полозков

Полозкова
Любовь

Его мама — Любовь — отдала железной дороге 33 года! Ушла на пенсию с должности начальника отдела экономической службы Забайкальской железной дороги. Любовь Чемеркина — одна из четырёх членов династии, награждённых знаком «Почётному железнодорожнику».

Отец — Геннадий — работал машинистом тепловоза и электровоза первого класса. Награждён орденом Дружбы народов СССР. Его трудовой стаж на железной дороге — 34 года. Сейчас он на пенсии, живёт в Чите.

Его брат — Валерий — тоже водил поезда, целых 40 лет. За профессиональные заслуги он был также отмечен знаком «Почётный железнодорожник» перед самым выходом на пенсию — в 2009 году.

Полозков
Валерий

Это высшая награда для железнодорожника, аналогов ей нет до сих пор
— говорит Андрей Полозков
В числе обладателей этой награды и Аркадий Недашковский — муж двоюродной бабушки Валентины Георгиевны — самой младшей в семье. Он дольше всех из членов династии проработал на железной дороге — 57 лет.

/03

ПОТОМКИ

dynasty_train-green-1-1-quxald8rkggc2kb805xthpg7c5217r78gudqp0wglc

Полозков Андрей

Полозкова Арина

Полозкова Эмилия

dynasty-shadow

В 1971 году Полозковы из Амазара переезжают в райцентр — город Могоча. Андрей Полозков начинает строить свою карьеру. Закончив железнодорожную школу, а затем Дальневосточный государственный университет путей сообщения, работает экономистом в финансовой службе Управления Забайкальской железной дороги. Через несколько лет ему предложат возглавить финансовый отдел.

Мы его называли — министр финансов. Его отцу говорили: что, Генка, твой Андрюшка министром финансов стал…
— вспоминает Валерий Горбунов, хранитель музея локомотивного депо «Могоча» Забайкальской железной дороги

Признаётся, это прозвище закрепили за земляком и после переезда его в столицу.

Семья
Полозковых

Кубок династии Полозковых — Чемеркиных. Передан нам на временное хранение. Стоит рядом с бюстом Гагарина. Он тоже первый…
— говорит смотритель музея
Таких кубков в династии уже два. В 2023 году Чемеркины — Полозковы заняли первое место в конкурсе династий РЖД в номинации «Преемственность поколений» — по суммарному стажу — 1 072 года. В прошлом году династия снова победила — уже в номинации «Династия в истории» — 51 человек! Сегодня в династии Полозковых — Чемеркиных документально зафиксировано 54 человека. Все вместе они отдали железной дороге 1205 лет!

На этих цифрах Андрей Геннадьевич останавливаться не собирается. Как экономист, он явно испытывает интерес к числам и собирается их увеличить — запрашивает информацию в архивах, все факты подтверждает документально! Держит связь с дальними родственниками.

Надо ещё поработать с Казахстаном, там есть корни. Возможно, благодаря нашему проекту кто‑то идентифицирует себя как потомок Чемеркиных — Полозковых. Но это даже не самое главное. Важно, что в самом начале пути в моей записной книжке было всего несколько номеров — контакты близких родственников. Теперь их несколько десятков!
— Андрей Полозков

Полозкова
Арина

У Андрея Геннадьевича подрастают дочери. И уже они пополняют трудовой стаж семьи. Старшая — Арина — работает в департаменте зарубежных проектов и международного сотрудничества РЖД главным специалистом отдела евро-азиатских перевозок. Владеет несколькими языками, в том числе китайским.

Младшая — Эмилия — учится на отлично в железнодорожной гимназии.

Полозкова
Эмилия

Моему отцу удалось собрать нас всех, весь наш род, на одном листке бумаги. И я буду рада продолжить его дело. Ведь в эти цифры я тоже вношу свой вклад и горжусь этим
— говорит Арина Полозкова

Пять лет назад Андрей Геннадьевич начал писать книгу. Тогда ему исполнилось 45 лет. Её целью были поиски человека, на которого он мог бы равняться в принятии решений: как руководитель и глава семейства. И таким ориентиром был дедушка по маминой линии Пётр Иванович Чемеркин — легендарный для своего места и времени руководитель. Спустя пять лет книга ещё не дописана. И, как признаётся потомок, он даже не догадывается, каким будет финал. История, как говорится, продолжается. И ставить точку в ней слишком рано.

Поделиться проектом в соцсетях