Поезд Москва — Владивосток проходит через Транссибирскую магистраль — самую длинную железную дорогу в мире. Она пересекает весь Забайкальский край — огромный по своей протяжённости. От столицы — Читы — до станции Могоча путь занимает больше 12 часов.
Он начинал свою карьеру в Могочинском отделении, куда его семья переехала из небольшого железнодорожного посёлка — Амазара.
— Жанна, посмотри какая там станция?
— Амазар-2
— Уважаемые пассажиры, выходим! Поезд отправляется через две минуты!
— Выходим скорее!!!
Так мы чуть не проехали тот самый Амазар, где больше ста лет назад зародилась железнодорожная династия Чемеркиных-Полозковых. Сегодня их общий трудовой стаж — больше тысячи лет!
/01
РОДОНАЧАЛЬНИКИ
Полозков Георгий
Полозков Николай
Полозкова Мария
Вот на этой улице — Раковец — стоял роддом, где в 1975 году совершенно случайно родился я. Когда мама и папа приехали к своим родителям на выходные.
А дальше по этой улице находился дом моего дедушки — Петра Ивановича Чемеркина, начальника Амазарской дистанции пути. Каждое утро он бежал на работу проверить, всё ли готово к началу рабочего дня, и только потом возвращался домой завтракать
В Амазаре Петра Чемеркина считают настоящей легендой. Его и сейчас помнят старожилы дистанции пути.
Пётр Иванович лично проходил новые участки и фиксировал всё в блокноте. Записная книжка с пожелтевшими от старости страницами стала отправной точкой для Андрея Полозкова в изучении своего рода.
У человека 7 классов образования! Каллиграфическим почерком прописана практически вся жизнь. Формулы из алгебры, геометрии, и актуальные на сегодняшний день. Какие‑то стихи, отрывки песен… Вот займы в пользу государства — на восстановление страны.
Чемеркин
Пётр
У дочери знакомых Петра Ивановича начались схватки. Был риск потери и матери, и ребёнка. Врачи приняли решение доставить роженицу в больницу, на соседнюю станцию. Но на машине довезти бы не успели. Единственный выход — по рельсам. Дед оперативно предоставил свою автомотрису. Роды прошли успешно
Полозков
Георгий
Полозкова
Аграфена
Оттуда в 1904 году он вместе с мамой, Аграфеной Емельяновной, и невестой, Марфой, переехал в Забайкалье. Рабочие со всей страны съезжались в посёлок Борзя для начала строительства участка Транссибирской магистрали. Георгий устроился подельником слесаря.
Николай Георгиевич всю жизнь проработал на одном железнодорожном предприятии — электростанции Амазар — 44 года и 3 месяца. Был сначала дизелистом, потом электромехаником. Его жена — Мария Пантелеевна — почти 20 лет работала на железной дороге там же, в Амазаре. В её трудовой книжке было всего две записи: 1961 год — принята на должность дежурного по переезду. В 1981-м — уволена в связи с выходом на пенсию.
Полозков
Николай
Полозков
Семён
Сразу три предка Андрея Геннадьевича участвовали в Великой Отечественной войне. Один из них — Семён Полозков — был пятым ребёнком в семье. В начале войны, несмотря на то что уже работал на железнодорожном предприятии, был мобилизован на фронт. В семейном архиве сохранилось письмо лейтенанта Полозкова от 10 января 1945 года.
На другой конец страны — в посёлок Амазар — письмо дойдёт спустя полтора года. Когда родные читали эти строки, они знали, что Семёна уже нет в живых. Он сгорит в своём танке, в одном из первых боёв за освобождение Кёнигсберга, спустя 10 дней после отправки письма. Ему было 26 лет.
/02
ПРОДОЛЖАТЕЛИ
Чемеркина Любовь
Полозков Геннадий
Полозков Валерий
Клеймёнова
Наталья
Она работает на железной дороге уже 35 лет. С 2018 года возглавляет финансово‑экономический отдел Забайкальского центра метрологии.
Родители Натальи и Андрея Полозковых познакомились всё в том же Амазаре, будучи ещё школьниками.
Полозков
Андрей
Полозкова
Любовь
Его мама — Любовь — отдала железной дороге 33 года! Ушла на пенсию с должности начальника отдела экономической службы Забайкальской железной дороги. Любовь Чемеркина — одна из четырёх членов династии, награждённых знаком «Почётному железнодорожнику».
Отец — Геннадий — работал машинистом тепловоза и электровоза первого класса. Награждён орденом Дружбы народов СССР. Его трудовой стаж на железной дороге — 34 года. Сейчас он на пенсии, живёт в Чите.
Его брат — Валерий — тоже водил поезда, целых 40 лет. За профессиональные заслуги он был также отмечен знаком «Почётный железнодорожник» перед самым выходом на пенсию — в 2009 году.
Полозков
Валерий
/03
ПОТОМКИ
Полозков Андрей
Полозкова Арина
Полозкова Эмилия
В 1971 году Полозковы из Амазара переезжают в райцентр — город Могоча. Андрей Полозков начинает строить свою карьеру. Закончив железнодорожную школу, а затем Дальневосточный государственный университет путей сообщения, работает экономистом в финансовой службе Управления Забайкальской железной дороги. Через несколько лет ему предложат возглавить финансовый отдел.
Признаётся, это прозвище закрепили за земляком и после переезда его в столицу.
Семья
Полозковых
На этих цифрах Андрей Геннадьевич останавливаться не собирается. Как экономист, он явно испытывает интерес к числам и собирается их увеличить — запрашивает информацию в архивах, все факты подтверждает документально! Держит связь с дальними родственниками.
Полозкова
Арина
У Андрея Геннадьевича подрастают дочери. И уже они пополняют трудовой стаж семьи. Старшая — Арина — работает в департаменте зарубежных проектов и международного сотрудничества РЖД главным специалистом отдела евро-азиатских перевозок. Владеет несколькими языками, в том числе китайским.
Младшая — Эмилия — учится на отлично в железнодорожной гимназии.
Полозкова
Эмилия
Пять лет назад Андрей Геннадьевич начал писать книгу. Тогда ему исполнилось 45 лет. Её целью были поиски человека, на которого он мог бы равняться в принятии решений: как руководитель и глава семейства. И таким ориентиром был дедушка по маминой линии Пётр Иванович Чемеркин — легендарный для своего места и времени руководитель. Спустя пять лет книга ещё не дописана. И, как признаётся потомок, он даже не догадывается, каким будет финал. История, как говорится, продолжается. И ставить точку в ней слишком рано.