Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 ноября 2016, 09:45

Трамп против Маска. Почему 45-й президент США не любит электрокары

Разворот экологической политики США под руководством Дональда Трампа отсрочит грядущее наступление эпохи электрокаров.

Коллаж © L!FE  Фото: © flickr / Marc Nozell / mendhak / David Hilowitz / Curtis MacNewton

Коллаж © L!FE  Фото: © flickr / Marc Nozell / mendhak / David Hilowitz / Curtis MacNewton

В ходе предвыборной кампании Трамп резко осудил усилия США и других стран по ограничению выбросов углекислого газа. Он поставил под сомнение научную основу причин возникновения глобального потепления. По его мнению, выхлопы автомобилей, влияющие на экологию планеты, — не что иное, как мистификация, грамотно продвигаемая Китаем. 45-й президент США уже пообещал сократить все американские платежи по программам ООН, направленные на борьбу с изменением климата, кроме того, он намерен увеличить добычу углеводородов в США. Лайф расскажет о том, какие последствия в автопроме уже вызвали слова будущего президента самой богатой страны мира, и о том, какие изменения могут последовать.

19 января 2017 года нынешний хозяин Овального кабинета Барак Обама попрощается с прислугой и навсегда закроет за собой дверь Белого дома, с этого момента закончится целая эпоха лидерства США в вопросе снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Помимо скандальной реформы здравоохранения "обамакэр", военных операций на Ближнем Востоке и в Афганистане первый цветной президент штатов, без сомнения, запомнится как человек, который развернул машину мирового автопрома в сторону "зелёных" технологий.

20 января после инаугурации новым хозяином Белого дома станет 70-летний Дональд Трамп, который уже пообещал откатить все достижения Обамы в вопросе снижении выбросов СО2. Предвыборная риторика Трампа была крайне критична относительно участия штатов в решении экологических проблем земли. И становится всё очевиднее, что это были не просто слова для электората, не слышавшего от CNN о снегопадах в Алжире и таянии ледника Упсала в Патагонии.

В минувший понедельник Трамп в первом обращении к нации после победы на выборах среди прочего заявил, что намерен пересмотреть условия Парижского климатического соглашения, которое подписали 195 стран. Его считают одной из редких заслуг Обамы, который смог убедить Китай (лидера по загрязнению планеты) подписаться под снижением выбросов. Для США эти обязательства обходятся в виде $10 млрд ежегодных взносов на экологическую модернизацию экономик слабо развитых стран. Эти деньги должны вернуться к американцам, убеждён Трамп. Но для начала нужно пояснить, какое влияние Обама и это соглашение оказали на глобальную автомобильную отрасль. 

Сейчас мало кто придаёт значение тому, что нынешний бум электрокаров Tesla не был бы возможен без $5 млрд, выданных Илону Маску в виде грантов, предложенных кабинетом Обамы. Американский президент принял страну в мировой финансовый кризис.

Местные автопроизводители стремительно теряли свои позиции, приблизившись к банкротству. Концерны General Motors, Ford, Chrysler (сейчас Fiat-Chrysler) — визитные карточки страны. Разумеется Обама делал всё, что мог, для их спасения. Но тогда администрация президента спасала автогигантов при условии технологичной реновации. 

Электроспорткар Tesla Model S. Фото: © Tesla

Экосубсидии для электрификации модельной линейки получала вся "большая американская тройка". В кризис 2008—2011 годов стимулирование покупки машин в США было напрямую привязано к экологическим показателям двигателей автомобилей. Ровно такие же процессы происходили в Германии, Франции, Англии, Китае, Японии и других государствах с развитым автопромом. С этого момент тема электрического автомобиля стала не просто трендом, а единственным путём развития для отрасли.

Колоссальное давление на автомобильную промышленность подкреплялось межправительственными обязательствами по снижению выбросов СО2. В 2011 году крупнейшие страны в рамках встречи в Дохе обозначили цель — удерживать глобальное потепление не выше 1,5—2°C относительно доиндустриального уровня. Барак Обама с самого начал своего президентства закрепил за США глобальное лидерство в этом вопросе: и по части федерального законодательства (как образца), и по части инвестиций. 

В декабре 2015 года на всемирной климатической конференции в Париже эти договорённости закрепили соответствующим соглашением, пришедшим на смену устаревшему Киотскому протоколу. В самом соглашении пока ничего нет про автомобильную отрасль — это базовый документ, за которым должна последовать так называемая книга правил, которая станет дорожной картой для реформирования мировой промышленности. Хотя уже и сейчас суть климатических обязательств фактически ставит крест на будущем автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Dodge Ram. Фото: © Chrysler

Формально документ лишь закрепил де-юре то, что де-факто уже устанавливалось на уровне национальных правительств. По части автопрома это прогрессирующие жёсткие экологические стандарты. Настолько высокие, что автопроизводители, выпускающие автомобили с двигателями внутреннего сгорания, фактически не могут их соблюдать честно, что и показал скандал "Дизельгейт", связанный с манипуляциями выбросов оксида азота. Помимо концерна Volkswagen Group, который стал маркером проблемы, в скандал оказались вовлечены BMW, Mercedes-Benz, Renault, Nissan, Volvo, Jeep, Hyundai, Citroen, Mazda, Fiat, Ford и Peugeot.

Нынешние технологии ДВС пока ещё не уперлись в тупик, когда без значительной потери мощности мотора довести автомобиль до требуемого "зелёного" уровня будет невозможно. Но время работает против них: правительство Дании, Норвегии, Нидерландов, Германии готовится к запрету на использование в своих границах автомобилей с традиционными моторами. Автопроизводителей без стеснения подталкивают на разработку электромобилей и гибридов. 

Помимо благих целей за усилением экологического законодательства стоит вполне осязаемый бэкграунд энергетических страхов стран золотого миллиарда, зависимых от добычи сырья. Переход на электрический транспорт, к примеру, для государств Евросоюза — это снижение энергозависимости от России, которая не стремится ратифицировать Парижское соглашение. К тому же оно сформировано в большей степени для потребителей углеводородов, но не для крупных импортёров нефти и газа. И это было верно для Америки Обамы, но не для Америки Трампа, который пообещал снять все препоны, мешающие добыче нефти и каменного угля в США. 

Аналитики сейчас осторожно высказываются относительно будущей климатической политики Трампа, но уже есть уверенность, что так, как прежде, не будет.

— Я действительно думаю, что будет какой-то разворот эпохи Обамы, но есть правовые, политические и практические ограничения того, насколько далеко администрация Трампа может зайти, — сказал директор Гарвардского университета Джоди Фриман в интервью The Daily Signal.

Фото: © Flickr

Последняя климатическая конференция в Марракеше вскрыла, мягко говоря, взволнованность всех участников "2-градусного" соглашения. Теперь все надежды возлагаются на Китай, от него ждут замещения позиции США на фоне политики Трампа. Китай, конечно, устами заместителя министра иностранных дел Лю Чжэньминя заверил, что Китай не складывает своих обязательств. Было продемонстрировано некое согласие делегатов. Но было бы наивно полагать, что китайцы в вопросе экономической конкуренции не поступятся экологическим вопросом. 

На прошлой неделе крупнейшая автомобильная группа США (AAM объединяет GM, Ford и американское подразделение Toyota) призвала переходную команду Трампа откатить законодательно закреплённые требования Обамы — достичь к 2025 году двойного снижения уровня расхода топлива относительно показателей 2011 года. Для Трампа, который намерен увеличить добычу и снизить цену топлива в США, вероятность принятия положительного решения высока.

Если Трамп сдержит свои обещания, то эра электромобилей отодвинется с условного час "Ч" в 2020—2025 годах ещё как минимум лет на 15—20. И это процесс уже запущен: на прошлой неделе гендиректор китайской корпорации Geely (владеет маркой Volvo) Ли Шуфу заявил на международной конференции в городе Учжэнь, что компания вынуждена пересмотреть в сторону резкого снижения своих планов по генерированию (к 2020 году) 90-процентной прибыли только от продажи батарей для электромобилей и гибридов. 

— Мы вынуждены пересмотреть свои планы особенно с учётом влияния энергетической стратегии избранного президента США в отношении Парижского соглашению по климату, — приводит слова главы Geely издание Automotive News.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров