Минобороны зачистит рекламу ВПК от военных секретов
Предприятия ВПК будут заранее утверждать каталоги и буклеты для международных военных выставок, чтобы шпионы не узнали секретов.
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
В ближайшее время всем российским производителям военной продукции и продукции двойного назначения, которые хотят показаться на международных выставках в России и других странах, нужно будет тщательно подумать о содержании рекламы и экспозиции. Вся реклама, буклеты, плакаты, листовки, модели и макеты теперь должны заранее утверждаться цензорами Минобороны и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) на секретность. Сами участники выставок считают опеку военных ведомств чрезмерной и говорят, что их эксперты могут не потянуть такой объём работы. Лайф разбирался, что и как собираются контролировать Минобороны и ФСВТС.
В конце минувшей недели Минюст утвердил и зарегистрировал приказ № 51 ФСВТС, в котором говорится о новых перечне рекламных материалов, каталогов и масштабных моделей продукции, которые теперь нужно утверждать у экспертов. Речь в документе идёт не только о военке, но и о продукции двойного назначения.
Итак, согласовывать на секретность теперь нужно всё: стенды, буклеты, макеты, каталоги, рекламные проспекты и даже листовки.
"В перечень рекламных материалов, предлагаемых для экспонирования на международных выставках продукции военного назначения на территории России и иностранных государств, включаются любые материальные носители, а также модели и макеты", — говорится в приказе.
Эксперты Минобороны и ФСВТС будут проверять экспортные комплектации товара, тактико-технические характеристики, основные параметры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации продукции, а также наличие информации, подпадающей под гостайну.
Даже если предприятие ВПК делает только детали или комплектующие для военной техники, то оно должно будет предоставить все рекламные материалы по своей продукции и по основному изделию: "указывается информация о том, в состав какого образца продукции военного назначения входит это комплектующее изделие".
Российские производители и разработчики должны за три месяца до начала международной выставки направить организатору мероприятия рекламные материалы. Организатор, в свою очередь, формирует пакет документов всех участников и не позднее чем за два месяца до начала выставки отправляет их в Минобороны. После согласования в Минобороны реклама направляется в ФСВТС, там опять утверждается и только затем уже возвращается к организатору выставки. Организатор не позднее чем за 10 дней до начала выставки утверждает эти материалы и сообщает об этом в Минобороны и ФСВТС. Если рекламу и экспозицию "зарубили" цензоры Минобороны, то производитель или разработчик узнает об этом в течение пяти дней.
Сами участники военных выставок считают все эти меры чрезмерными.
— Перечень выставляемой продукции и раньше утверждался Минобороны, но плакаты, рекламу и буклеты мы туда не представляли. Пока непонятно, для чего всё это нужно. За нами и так присматривает специализированное управление Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, а также ФСБ. Когда экспозиция собрана, нас ещё раз проверяет Комитет по военно-техническому сотрудничеству — никакой лишний плакат допечатать или повесить нельзя, — рассказал Лайфу высокопоставленный сотрудник одного из российских промышленных концернов, производящих ракетные системы. — Мне кажется, что таким образом Минобороны просто усложняет себе жизнь: я не знаю, как можно перед выставкой проверить и утвердить такой неимоверный объём рекламной продукции.
В России ежегодно проходит 3—4 крупных международных выставки продукции военного назначения. Российские производители выставляются и за границей. Обычно в разных странах ежегодно проходит 6—7 авторитетных выставок.
Одна из известных в России выставок — Russia Arms Expo. В мероприятии принимают участие более 400 экспонентов и представители военных ведомств из более чем 50 государств ближнего и дальнего зарубежья (министры обороны, начальники генеральных штабов). Аудиторию посетителей выставки составляют свыше 20 тысяч человек. На ней выставляются образцы военной техники, вооружение, беспилотники, боеприпасы и их составные части, оборудование и средства тылового обеспечения, тренажёры и технические средства обучения.