Регион

Уведомления отключены

26 марта 2017, 09:30

Очумелый джихад, или Крепче за баранку держись, шахид

ИГИЛ для убийств противника и мирного населения активно осваивает автотюнинг, который зачастую означает не только модернизацию, но и глубокую переделку автомобилей, о которых ранее никто и подумать не мог, что они пригодны для боевых действий. Лайф — о том, что такое "автопром" от "Исламского государства".

Фото © musim.org

Фото © musim.org

Специфика сирийского конфликта такова, что в отсутствие средств для прорыва обороны — например, большого количества танков — боевики ИГИЛ бросают в дело, на первый взгляд, совершенно не приспособленную для этого технику. Сама идея использования навьюченного взрывчаткой автомобиля не нова. Ближний Восток и Северная Африка вообще частенько становятся поставщиками новостей о применении так называемых шахид-мобилей. Однако боевики довели производство бомбовозов если не до промышленного уровня, то серьёзных успехов в этом деле достигли совершенно точно.

Для начала стоит сказать, что такие "средства прорыва" оснащаются боевиками совершенно по-разному. Количество взрывчатки напрямую зависит от грузоподъёмности машины, но вот её тип и состав примерно одинаковы.

Помимо нескольких десятков (или сотен) килограммов взрывчатки самодельная тачка начиняется поражающими элементами. Эффективности загруженной в кузов взрывчатки добавляет и кустарное бронирование. Сваренные в передней части стальные листы практически наглухо бронируют переднюю часть автомобиля, защищая смертника и сам автомобиль от попадания пуль самого разного калибра.

Ущерб от подрыва небольшого пикапа, нашпигованного взрывчаткой, огромен: помимо действия самой взрывчатки, в радиусе нескольких сотен метров разлетаются поражающие элементы и металлические обломки.

Для прорыва на ключевые объекты террористы используют технику посерьёзнее. Чтобы гарантированно доставить смертника до места подрыва, в ход идут не только переделанные советские БМП и танки с повреждёнными орудиями, но и многотонные грузовики. Одним из самых показательных в этом случае является подрыв грузовика в 2014 году. Тогда для уничтожения укреплённого района сирийской правительственной армии в районе госпиталя Аль-Кинди боевики использовали многотонный грузовой автомобиль, а сам взрыв едва не обрушил огромное здание. 

Военные эксперты даже составили специальную таблицу с данными о "боевой части" на базе техники разных типов. Так, согласно приведённым данным, максимальная "боевая" нагрузка грузовика может составлять почти 27 тонн взрывчатого вещества смешанного типа. Такого количества взрывчатки достаточно не только для разрушения укреплённого объекта, но и поражения осколками военнослужащих и гражданских в радиусе до двух километров от взрыва.

Главной проблемой сирийских военных в этом случае остаётся нехватка специализированной инженерной техники для создания рвов и отсутствие сколь-нибудь серьёзных инженерных заграждений.

Однако даже на случай активного противодействия, в том числе и с применением вооружения, боевики ИГИЛ построили "шахид-мобиль" на базе карьерного самосвала. Тип взрывчатого вещества в случае с карьерным самосвалом-смертником, взятым боевиками за основу, всё тот же: селитра, баллоны с газом, артиллерийские снаряды и противотанковые мины. Управление и подрыв с помощью детонатора из кабины осуществляет террорист-смертник. Ранее, в 2015 году, но уже в Сирии, радикалы также освоили превращение захваченных на руднике Хунайфис карьерных грузовиков в огромные самоходные бомбы.

 Использование самодельных бомбовозов напрямую влияет на скорость продвижения правительственных войск и сказывается на тактике применения вооружения.

И хотя в деле уничтожения таких одноразовых автомобилей сирийская армия и ВС Ирака значительно продвинулись, каждое применение "шахид-мобиля" по прямому назначению уносит с десяток жизней. Помимо грузовиков, пикапов и другого транспорта с четырьмя колёсами боевики активно пускают в ход обычные коммерческие беспилотники, купить которые можно в любом интернет-магазине.

Артиллерия — всему голова

Снимки и видео с "гантраками", "шушпанцерами" и другими средствами для джихада во имя халифата от моря до моря попадаются на видеохостингах и фотографиях несравнимо чаще самодельных бомбовозов. Инженерия ИГИЛ в этом случае раскрывается в полной мере, ведь в здравом уме и при контроле со стороны ни один оружейный завод строить ТАКОЕ не будет никогда. Однако в случае с "чёрным ВПК" террористов имеет место принцип разумной достаточности, или "всё, что может стрелять, будет стрелять".

Предел умственных способностей сумрачных инженеров из ИГИЛ в этом отношении нащупать не удалось — сочетание несочетаемого и применение неприменяемого не только работает, но и каким-то образом наносит ущерб правительственным войскам. Эффективность "гантраков" была подтверждена практически сразу, но первопроходцами в этом отношении стали так называемые вооружённые повстанцы — Сирийская свободная армия. Задолго до появления первых боевиков ИГИЛ именно они начали водружать артиллерийские орудия и блоки НАР на шасси пикапов. Главными достоинствами такой техники являются большой расход боеприпасов для поражения и высокая мобильность.

Благодаря последнему качеству "вооружённая оппозиция" проводила дерзкие рейды к позициям правительственных сил, наносила удары и так же быстро отходила. Вооружение, использованное для создания таких "шайтан-тачанок", значительно различается — как по назначению, так и ... по размерам. Год выпуска и состояние в этом случае почти никакого значения не играют, поскольку жизненный цикл такой "колесницы" всё равно невероятно короток. Советская спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 за время сирийского конфликта уже приелась военным экспертам. Ею оснащались не только средние по размерам джипы, но и многотонные грузовики.

 Для задач посложнее боевики начинают думать в полную силу, и на свет рождаются такие монстры, как приваренный к грузовому шасси с колёсной формулой 6х6 корпус от ... советской БМП-1. Легендарную боевую машину пехоты внешне практически не узнать — корпус усилен стальными листами и экранами, а в качестве орудия выступает 106-мм безоткатное орудие M-40 RCL. Однако наиболее сумрачно и безумно на общем фоне выглядит применение переделанных ракет зенитного комплекса С-125. Аналогичные пусковые установки, наспех смонтированные на базе грузовиков, уже появлялись в сводках из Ливии в 2016 году. Детали процесса "модернизации" С-125 из комплекса ПВО в средство для работы по наземным целям не раскрываются, но эксперты утверждают, что никакой, даже приблизительной точностью такие ракеты не обладают, а сам запуск осуществляется "примерно в ту сторону". 

"Шайтан-беспилотник"

Про самодельные миномёты, "выструганные" из баллонов с пропаном, и специальные программы в AppStore для коррекции огня СМИ писали уже не раз, но то оказались цветочки очумелого джихада. Примитивизм ВПК псевдохалифата никого в этой ситуации смущать не должен. Раз это глупо, но работает, значит, это не глупо. Управляемые дистанционно роботы с пулемётом ПКМ, крупнокалиберные винтовки под артиллерийские 23-мм боеприпасы, выточенные из куска трубы и спускового механизма 50-х годов, тесно соседствуют с кустарными самоходными миномётами, сваренными при помощи нескольких баллонов и болгарки.

Нелепость конструкции, которая практически сразу бросается в глаза, — лишь ширма. Эксперты отмечают, что "кустарная" война имеет определённую долю эффективности как в отношении сирийских военных, так и в отношении мирных жителей. В этом случае боевики решали сразу две ключевые задачи: наносили ущерб правительственной армии и запугивали гражданское население, устраивая террор подручными средствами.

Важно отметить, что Интернет и средства связи даже на занятой боевиками территории никогда не переставали работать. Зачастую определением позиций и передачей данных занимались операторы небольших, купленных и доставленных в зону боевых действий беспилотников, а определением конкретных координат через программу Google Maps занимался наводчик боевиков, вооружённый ноутбуком. О применении беспилотников и квадрокоптеров всех форм и размеров в контексте "боевой" работы ИГИЛ упомянуто неслучайно. Дроны со взрывчаткой — ещё одно ноу-хау очумелого джихада.

Старинную поговорку, что на войне все средства хороши, боевики в этом случае стали использовать по полной программе. В среднем, по оценке экспертов, на один беспилотник небольшого размера или квадрокоптер можно прицепить от 300 граммов до одного-двух килограммов взрывчатого вещества с поражающими элементами. В таком случае летающая игрушка из магазина радиотоваров сразу же может превратиться в разведчика и смертника одновременно. А в связи с тем что боевые действия в Ираке и Сирии день за днём продолжают лишать террористов ресурсов, как денежных, так и материально-технических, бородатые "самоделкины" для осложнения работы правительственным войскам будут и дальше использовать всё, что попадает под руку и теоретически может взорваться.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров