Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
16 октября 2018, 05:00

Счётная палата прогнозирует рост цен на бензин: подорожает ли топливо зимой?

В Счётной палате дали заключение на проект бюджета на 2019 — 2021 год. Как следует из документа, уже с Нового года в России могут резко вырасти цены на бензин. Это станет следствием повышения акцизов, которое произойдёт 1 января. Впрочем, далеко не все аналитики рынка разделяют опасения Счётной палаты. Этой весной бензин и так дорожал слишком активно, к лету темпы роста удалось остановить. По мнению многих экспертов, поводов для резкого скачка цен на топливо уже нет. Лайф выяснил, как топливный рынок отреагирует на повышение акцизов.

Фото © РИА Новости/Илья Питалев

Фото © РИА Новости/Илья Питалев

В Счётной палате считают, что с января правительству может потребоваться намного больше усилий для того, чтобы сдержать рост цен на топливо. С 1 января акцизы на бензин вырастут с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей за тонну, а на дизельное топливо — с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей за тонну. Этот шаг вызвал немало дискуссий среди автомобилистов, которые опасаются нового скачка цен. Весной этого года топливо резко подорожало. Чтобы сдержать рост цен, в правительстве предприняли целый ряд довольно жёстких мер. К примеру, отменили запланированное повышение акцизов с 1 июля. Более того, существующая ставка была снижена — на 3 тыс. рублей за тонну для бензина и 2 тыс. для дизельного топлива. В таком контексте грядущее повышение акциза уже не выглядит таким неожиданным.

Фото © РИА Новости / Валерий Мельников

Фото © РИА Новости / Валерий Мельников

— Резкого роста цен я бы не ждал: максимум на 1–2 рубля, — считает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. — Крупные производители нефтепродуктов опасаются, что если сильно повысят цены, то правительство пойдёт на куда более серьёзные регулирующие меры. Вплоть до установления обязательного потолка цен на бензин.

По его словам, обсуждался и вопрос введения более жёстких квот на продажу топлива именно для внутреннего рынка. Чтобы компании не гнали столько нефтепродуктов за рубеж, на экспорт, куда продавать намного выгоднее. Они получают от экспорта сверхприбыли. В Европе бензин в пересчёте стоит дороже 100 рублей за литр.

— И что, нам ждать, когда "рыночные условия" нас подравняют с европейскими ценами? Нет, ничего страшного не произойдёт, если на внутреннем рынке будут более жёсткие правила работы. Высокие цены на бензин подстёгивают инфляцию во всех других секторах экономики. Это делает выше накладные расходы, мешает более быстрому росту экономики России. Нефть и нефтепродукты должны регулироваться как национальное достояние, а не как частный бизнес. Свобода предпринимательства в таких сферах должна ограничиваться потребностями всего общества, остального бизнеса и граждан. И в этом отношении позиция правительства понятна, — говорит Пушкарёв.

Фото © РИА Новости / Максим Богодвид

Фото © РИА Новости / Максим Богодвид

Сейчас ситуация складывается таким образом, что рост цен сдерживает в основном госрегулирование. В противном случае бензин может подорожать до уровня западноевропейских стран. Как отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов, если ориентироваться на европейские цены, то нужно готовиться как минимум к двукратному росту цен. Правда, в ближайшее время этого не произойдёт. По словам Блинова, глобального скачка цен мы не увидим. Но небольшое плавное повышение, скорее всего, будет. Размер повышения цен во многом будет зависеть от позиции правительства. Если цены на бензин будут формироваться исключительно по законам рынка, то нефтяные компании смогут ощутимо повысить цены.

Акцизы составляют 15–25% в конечной стоимости бензина, — рассказывает старший аналитик ГК "Альпари" Роман Ткачук. — Ещё порядка 30–40% приходится на другие налоги — НДС, налог на прибыль, НДПИ в зависимости от сорта, заправки и ряда других факторов. Соответственно, увеличение акциза в 1,5 раза приведёт к росту затрат АЗС на 10%. Если компании традиционно переложат эти расходы на потребителей, а не пойдут на уменьшение своей маржи, то и бензин может подорожать на 10%.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров