Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 октября 2016, 15:58

Почему "жить в Лондоне" комфортнее, чем отдавать 13% в России

Журналист Эльдар Ахмадиев объясняет, почему крупнейшие бизнесмены России становятся "налоговыми нерезидентами", несмотря на более чем человечную ставку в 13%.

Коллаж: © L!FE Фото: © flickr.com/Chris Goldberg © flickr.com/Howard Lake

Коллаж: © L!FE Фото: © flickr.com/Chris Goldberg © flickr.com/Howard Lake

В последнее время наметилась явная тенденция на бегство крупных российских бизнесменов за рубеж. В июле стало известно, что Михаил Прохоров продаёт все российские активы, а сегодня Forbes сообщил, что владелец USM Holding, один из богатейших людей планеты Алишер Усманов стал в РФ нерезидентом.

Так в чём же кроется причина? Рассуждать и спорить по этому поводу можно много. Но одним из немногих "вменяемых" объяснений на сегодняшний день является наш отечественный закон "О контролируемых иностранных компаниях". 

— Закон о контролируемых иностранных компаниях написан очень упрощённо и принимался в условиях спешки, поэтому он крайне сырой. Предполагается, что все налоговые резиденты должны отчитываться обо всех компаниях, в том числе офшорных, и уплачивать по ним налоги. По факту, все крупные российские бизнесмены имеют активы, структурированные за рубежом. Международное налоговое планирование означает, что доход компании подлежит налоговому обложению в тех юрисдикциях, в которых владелец является налоговым резидентом. По этой причине российские бизнесмены стараются выйти из-под российского налогового резидентства, то есть проводить в РФ минимальное количество времени, чтобы не раскрывать свои доходы за рубежом, — говорит управляющий партнёр "Дювернуа лигал" Егор Носков.
 

Да, это одна из главных причин, но не единственная. Ведь далеко не все бизнесмены могут позволить себе оставаться за пределами такой "немилостивой к их капиталам" родины отведённые законом РФ 183 дня. Почему? Всё очень просто: дистанционно контролировать расположенный в России бизнес — затея рискованная и сложная.

Если бизнесмен покидает страну на срок свыше полугода, ему не придётся сообщать о своих зарубежных активах. Более того, налоги платить ему тоже не придётся. Ряд стран, таких как Великобритания или Мальта, позволяет не платить налоги в течение определённого времени. Не зря же многие отечественные гиганты большого бизнеса, как поётся в песне классиков современной российской эстрады, уезжают "жить в Лондон".

Законодательство британской столицы к ним благосклонно. Уже 14 лет нерезидентам там позволяется не платить налоги на территории Соединённого Королевства, в том числе с доходов компаний, расположенных за пределами юрисдикции Туманного Альбиона. Такой же "мягкой силой" заманивают богатейших людей планеты Мальта и Кипр. Правда, Лондон, конечно же, в статусном выражении будет "поинтереснее". Поэтому любой российский бизнесмен, будь то Усманов, Прохоров или кто другой, может делать дело в третьих странах или даже офшорных юрисдикциях и спокойно жить в британской столице. 

Так почему же российские власти не пытаются исправить ситуацию? Пытаются. Но, как показывает сегодняшняя новость, пока не слишком успешно. Изначально закон "О контролируемых иностранных компаниях" призван был "обелить" российский бизнес. Но по факту это приводит к тому, что большое распространение в стране получила бизнес-эмиграция. Иными словами, бизнесмены только для того, чтобы не раскрывать свои доходы по иностранным компаниям, перестают быть налоговыми резидентами.

Авторы закона думали, что более чем комфортная по мировым меркам налоговая ставка в 13%, напротив, воодушевит самых богатых граждан РФ. Вдохнёт в них патриотические чувства, что ли. Но получилось иначе. И дело тут не в просчётах государства. А в его репутации в бизнес-слоях, которая сложилась за долгие годы. Справедливо такое суждение или нет — вопрос сложный. Но факт остаётся фактом, многие миллиардеры с "паспортом о двуглавом орле на красной корочке" действительно так считают.

— Уровень недоверия к государству настолько высок, что низкая ставка не компенсирует дискомфорт, связанный с тем, что необходимо сообщать об активах за рубежом. Бизнесмены видят волну арестов в стране и считают, что в условиях значительной коррумпированности налоговых органов и правоохранителей, чем меньше государство знает об их зарубежных активах, тем лучше. По этой причине они покидают Россию, — подводит итог Егор Носков из "Дювернуа лигал".

Для справки:

Чтобы считаться налоговым резидентом России, требуется прожить в стране минимум полгода. Согласно налоговому законодательству, налогообложение доходов физлиц не зависит от их гражданства: резидентами в календарном году признаются лица, которые в течение этого года находились в России не менее 183 дней.

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) разрабатывалось в рамках курса на деофшоризацию экономики. 18 ноября 2014 года были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Контролируемой признаётся иностранная компания, владельцем которой является российский резидент-налогоплательщик. 

Закон о контролируемых иностранных компаниях вступил в силу 1 января 2015 года: до 1 апреля россияне должны уведомлять налоговые органы о наличии у них в такой компании доли более 10%. Если доля более 50%, а прибыль компании больше 50 млн рублей (с 1 января 2016-го — если больше 25% и 30 млн рублей), придётся заплатить дополнительные налоги: 20% для компаний и 13% для физлиц. Российские налоговые резиденты платят налоги со своих доходов, полученных по всему миру, а нерезиденты — только с доходов от источников в России. 

В связи с антиофшорным законом ряд бизнесменов в 2015 году решил отказаться от налогового резидентства в России — в частности, акционеры "Альфа-групп" Михаил Фридман и Алексей Кузьмичёв.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров