Авиакомпаниям будет сложнее "не вернуть" потерянный багаж
Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов
Минтранс РФ предложил свои поправки в Воздушный кодекс, которые значительно усилят позиции граждан в спорах с авиакомпаниями касательно потерянного багажа.
Минтранс представил правительству доработанные поправки в Воздушный кодекс (документ есть в распоряжении Лайфа), которые определяют сроки исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с причинением ущерба или утратой багажа или почтового груза по вине авиаперевозчика в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (она также известна как Варшавская конвенция 1929 года).
Например, министерство предлагает определить начало исчисления срока исковой давности в соответствии с 35-й статьёй конвенции. Там он составляет два года. Срок исчисляется "с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки".
— В целях исключения противоречия гражданского и воздушного законодательства из законопроекта исключено определение продолжительности срока исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с причинением вреда или утратой багажа, груза или почты, — гласит документ Минпромторга.
В первоначальной редакции закона срок исковой давности составлял 18 месяцев, то есть полтора года со дня, когда самолёт должен был прибыть в пункт назначения. Впрочем, это ещё не значит, что сейчас пассажиры могут предъявлять претензии к авиакомпании когда угодно, хоть через 10 лет после пропажи багажа.
— В такой ситуации выходит, что срок исковой давности будет составлять 3 года — это стандартный срок исковой давности по гражданскому законодательству, — поясняет адвокат Евгений Черноусов. — Поскольку в новой редакции законопроекта не указывается срок 2 года, как в конвенции, а просто убирается всякое упоминание о сроке. Но надо понимать: срок исковой давности есть всегда. Так что бесконечно искать багаж не будут. Но благодаря поправкам Минпромторга срок исковой давности фактически увеличивается вдвое — с 1,5 до 3 лет. На самом деле, инициатива очень правильная. Всегда хорошо, когда закон встаёт на сторону потребителя.
— Действительно, проблема потери багажа и несвоевременной доставки почты стоят очень остро, — констатирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Переход на международные нормы не нравится авиаперевозчикам, так как значительно повышает их ответственность перед пассажирами. Думаю, что если наше законодательство будет полностью соответствовать конвенции, то суммы выплат компенсаций пассажирам вырастут в несколько раз.
Если законопроект будет принят, то в авиаперевозках станет и меньше бюрократии. Например, сейчас Воздушный кодекс позволяет оформлять в электронной форме билеты и багажные квитанции. Теперь в кодекс вносятся изменения, которые позволят оформлять в электронной форме грузовые и почтовые накладные, а также другие документы, которые могут потребоваться при воздушных перевозках.
Кстати, сейчас к конвенции присоединилось уже более 130 государств. Было подсчитано, что переход на электронную систему позволил в мировом масштабе экономить до 5 млрд долларов ежегодно.