Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 сентября 2016, 06:00

Водителей-мигрантов просят на выход

Правительство РФ планирует в 2017 году сократить квоту для иностранцев, которым разрешено работать водителями в России, до 30%. По мнению опрошенных Лайфом экспертов, это может привести к коллапсу в работе общественного транспорта.

Фото: © РИА Новости/Андрей Стенин

Фото: © РИА Новости/Андрей Стенин

Как стало известно Лайфу, Министерство труда и социальной защиты РФ готовит законопроект о сокращении с 1 января 2017 года квоты для иностранцев, которым разрешено работать водителями в России с нынешних 40 до 30%. Если инициатива Минтрудсоцзащиты РФ получит одобрение Кабинета министров, то скорее всего в конце декабря 2016 года соответствующее постановление правительства будет подписано.

— Количество непрофессионалов за рулём пассажирского транспорта, таких как водителей-мигрантов, должно вообще сойти к нулю, — уверен чиновник из кабмина. — Только за несколько последних месяцев в России произошли крупные ДТП с участием водителей-мигрантов. Причиной столкновения чаще всего оказывался тот факт, что шофёр заснул за рулём. У мигрантов на первое место выходит заработок, а не 6езопасность пассажиров.

Однако у работников транспортной отрасли, с которыми поговорил Лайф, другое мнение.

— Если уменьшат квоты с имеющихся сейчас 40% ещё на 10 в следующем 2017 году, то на предприятиях нашего профиля просто некому будет работать, — жалуется Лайфу собеседник из администрации ГУП "Горэлектротранс" в Петербурге.

— Почти никто из местных жителей не хочет работать за 40—60 тысяч в месяц, — рассказывает он. — Уже сейчас у нас ощущается нехватка в водителях троллейбусов и трамваев, хотя мы всеми правдами пытаемся сохранить наших работников, пытаемся создать для них хорошие условия проживания и работы, сами оформляем разрешение на работу.

С ним согласен и председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников.

— Если в крупных городах не будет трудовых мигрантов, от 25 до 30% автобусов, трамваев, троллейбусов и маршрутных такси останется в парках и не выйдет на маршрут, — считает Юрий Свешников.

Свешников полагает, что в России уже наблюдался подобный транспортный коллапс в российских городах, когда 1 июня 2015 года вступил в силу запрет на работу водителям, не имеющим водительских удостоверений российского образца. Законодатели обязали иностранных водителей, собирающихся работать в России на постоянной основе, иметь российские водительские права. А те, кто трудился по состоянию на 1 июня 2015 года водителем, должны были в течение полугода пройти необходимое обучение, сдать экзамены и получить удостоверение российского образца.

Однако закон так и не заработал в полную силу.

— Тогда в разных регионах России на линии не вышло в среднем до 30% подвижного состава автобусных парков, — рассказал Лайфу Свешников. — И что вы думаете, придумали наши законодатели? Они отсрочили до 2017 года меры воздействия за нарушения данной нормы, прописанной в КоАПе. Оказалось, что заменить иностранцев за баранкой некем.

В Московском транспортном союзе Лайфу напомнили, что запрет на работу водителям, не имеющим водительских удостоверений российского образца, разработали в Госдуме после страшной аварии, произошедшей в 2013 году в Подмосковье, где гражданин Армении, 46-летний Грачья Арутюнян, не имеющий российских водительских прав, на КамАЗе протаранил пассажирский автобус. Жертвами трагедии стали 18 человек.

Председатель правления ассоциации "Межрегионавтотранс" Сергей Храпач отмечает, что сфера пассажирских перевозок всегда принимала большое количество иностранцев.

— На мигрантах можно неплохо сэкономить. Ведь их процентное соотношение с россиянами как 30 на 70, — считает Сергей Храпач. — Пассажирские перевозчики как муниципальные, так и частные, чтобы сократить расходы, экономят на ремонте и рабочей силе. Например, увеличивают интенсивность труда водителей и нанимают менее прихотливых иностранных граждан. Сейчас, видимо, в правительстве посчитали, что это негативно сказывается на качестве перевозок, и решили ужесточить закон.

Между тем Сергей Храпач не очень понимает, кем предприниматели заменят мигрантов.

— Держать водителя местного — это значит платить ему белую зарплату и официальные налоги. Тогда как проще взять водителя неместного, который готов работать за копейки, ведь для его региона и эти копейки существенны, — рассуждает он. — Поэтому и получается, что экономят на трудовых ресурсах: берут водителей, которых непонятно кто готовил.

По признанию же Юрия Свешникова из Московского транспортного союза, сейчас в России почти и не осталось учебных комплексов, где идёт подготовка квалифицированных кадров для пассажирских перевозок.

— У нашей страны сейчас нет возможности заместить иностранных водителей, — говорит общественник.

Именно поэтому, считает Сергей Храпач из "Межрегионавтотранса", одним из первых шагов перед принятием закона о сокращении иностранных водителей в РФ необходимо законодателям направить запросы в ГИБДД, чтобы выяснить, сколько у нас в стране граждан с правами, позволяющими управлять автобусом, и в Минобразования — чтобы понять, сколько специалистов этого профиля готовят наши образовательные учреждения каждый год.

Наталья Лозинская из ассоциации "Национальный совет такси" считает, что ничего ужасного в уменьшении квот на использование водителей-иностранцев на территории РФ нет.

— Эта ситуации назрела давно, и в первую очередь вызвана она жалобами граждан. На таксистов-иностранцев клиенты чаще жалуются, — говорит Лозинская. — К ним есть большие претензии по качеству работы по поводу знания города, знания культуры, знания языка. А вторая причина — экономическая. Сейчас у нас в стране сложная экономическая ситуация, государство пытается создать дополнительные рабочие места для своих граждан, выдавив с рынка труда иностранцев.

Однако, по её мнению, реализация данного правительственного решения, если оно будет подписано, будет непростым.

— Намерение, может быть, и благое, но насколько оно даст результаты — сложно сказать. Сфера такси тем и специфична, что люди, чью деятельность пытаются отрегулировать, никуда никогда не деваются. Они просто занимают теневую нишу и всё, — считает Лозинская. — Какие бы государство ни придумало ограничения, практически на эту сферу можно повлиять только пряником, а не кнутом. Поэтому всё может свестись к тому, что эти 10 процентов пополнят нелегальную сферу и никуда по факту не денутся.

По её словам, в Лондоне в основном работают таксисты-иностранцы, которым выдают разрешительные документы, и работают они на абсолютно легальной основе.

По подсчётам главы общественного движения "Синие ведёрки" Петра Шкуматова, доля таксистов из стран ближнего зарубежья в крупных городах, таких как Москва, Петербург, достигает 50%. Причина: низкий уровень зарплат. И до тех пор, говорит он, пока уровень зарплат не повысится, в такси будут идти работать граждане других государств, а россияне — уходить.

— Похожая ситуация с зарплатами и в сфере маршрутных такси. Пока не будет каких-то финансовых стимулов для водителей простых и маршрутных такси, подобные ограничения вводить бессмысленно. Кроме того, совершенно непонятно, как будут добиваться исполнения этого закона. Надо тогда отработать механизм контроля за исполнением. Как считать эти 30%? По каким критериям надо выбирать эти 10%, которые подлежат увольнению? — говорит он.

Лайфу не удалось получить оперативный комментарий от Министерства труда и социальной защиты РФ, которое выступает инициатором внесения в Правительство РФ законопроекта о сокращении с 1 января 2017 года квоты для иностранцев-водителей с нынешних 40 до 30%.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров