Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 августа 2016, 13:24

Кнопка, которая всегда с тобой, — новый метод борьбы с домашним насилием

Основатель проекта "Насилию.нет" Анна Ривина рассказала Лайфу о том, как не дать себя в обиду, если напали на улице или дома.

Фото: © Flickr/Ben Raynal

Фото: © Flickr/Ben Raynal

А. МИТНОВИЦКАЯ: Как работает ваше приложение?

А. РИВИНА: Приложение работает очень просто, и надеюсь, что оно будет всем понятно при использовании. Там есть две основные функции. Первая — это кнопка SOS, то есть можно будет, скачав приложение, забить в настройки до пяти мобильных контактов близких людей, шаблон сообщения, и в случае угрозы при нажатии кнопки текст автоматически уходит получателю вместе с геолокацией.

М. ШАХНАЗАРОВ: Тревожная кнопка, в общем.

А.Р.: Именно так.

А.М.: Но мы же сейчас говорим не только о насилии в семье, но и о насилии на улице. Телефон у женщины в сумке, что ей делать? Вряд ли в этот момент она полезет в сумку за телефоном, введёт пароль, зайдёт в приложение и вызовет помощь.

А.Р.: Изначально приложение разрабатывалось для тех, кто сталкивается с проблемой домашнего насилия, то есть ожидает акта агрессии. Мы задумались, что можно расширить опции после флешмоба "Я не боюсь сказать". Тогда стало понятно, насколько проблема глобальна. Идя домой по улице, вы можете опасаться за себя. Почти каждая женщина изо дня в день сталкивается с такими эмоциями. Конечно же, это не панацея, мы не пытались взять и за одну секунду разрешить проблему. Но я считаю, что, если я иду по какому-то тёмному участку улицы и мне страшно, телефон может быть уже у меня в руке. Нажать кнопку SOS намного проще, чем позвонить и сказать, что с тобой что-то происходит. Мы стараемся сделать то, что можно в данных условиях.

М.Ш.: Но вооружённая женщина будет смотреться более внушительно, чем та, что тыкает в телефон. А так — достала пистолет, выстрелила, и нормально.

А.Р.: Очень многие женщины сидят сейчас в тюрьмах по статье за умышленное убийство, когда было превышение самообороны.

Полную версию программы "Вперёд" с Анной Ривиной слушайте в аудиозаписи и читайте ниже.

М. ШАХНАЗАРОВ: Здравствуйте!

А. МИТНОВИЦКАЯ: Приветствую! В студии Анна Ривина, основатель проекта "Насилию.нет".

А. РИВИНА: Здравствуйте!

М.Ш.: Кто кого насилует? Почему "Насилию.нет"? Как появилась идея проекта?

А.Р.: Насилуют, к сожалению, много кого и не находят в этом ничего плохого. А началось всё с того, что я была за границей и увидела, что во всех общественных заведениях, где бывают только женщины, есть информация на нескольких языках о том, куда обратиться в случае домашнего насилия, куда позвонить. Я — юрист, моё любопытство взяло верх, и я начала забивать в "Яндексе" запрос "домашнее насилие", и стало понятно, что информации нет никакой. Для меня это было удивительно, и я стала изучать этот вопрос. Так и возникла идея придумать что-то такое, чтобы у людей был лёгкий доступ к подобной информации.

А.М.: А просто позвонить в полицию или прийти туда недостаточно?

А.Р.: К сожалению, нет. В настоящий момент в нашей стране нет закона о домашнем насилии. Подобные законы существуют в 143 странах, и в последние годы их приняли наши ближайшие соседи: Казахстан, Белоруссия. У нас по сей день такого закона нет. Пока трудно представить, каким образом и когда он будет принят, поэтому женщины не могут себя защитить какими-то правовыми механизмами. Существующие уголовные статьи, к сожалению, не отвечают всем требованиям для того, чтобы женщина чувствовала себя безопасно. И помимо этого, конечно, в нашем обществе считается, что женщина зачастую сама виновата, и она сталкивается с чудовищным обращением, когда приходит за помощью.

Как от нападения спасает телефон

А.М.: А куда звонить в случае чего? Если не рассматривать приложение "Насилию.нет".

А.Р.: Конечно же, в полицию, невзирая ни на что. Потому что только тогда можно рассчитывать хотя бы на то, что есть. Дело в том, что в любой нормальной стране женщине будет предложена также психологическая помощь, и она сможет намного достойнее пройти весь этот трудный путь. У нас сейчас есть кризисные центры, в которые можно обращаться за помощью. Задача приложения была в первую очередь в том, чтобы собрать информацию об уже работающих кризисных центрах, о которых женщины, живущие в регионах, не знали. Надо было хотя бы построить мостик между тем, что уже есть.

А.М.: Как работает приложение?

А.Р.: Приложение работает очень просто, и надеюсь, что оно будет всем понятно при использовании.

Там есть две основные функции. Первая — это кнопка SOS, то есть можно будет забить в настройки до пяти контактов близких людей
Анна Ривина

Шаблон сообщения, и в случае угрозы при нажатии кнопки текст автоматически уходит получателю вместе с геолокацией.

М.Ш.: Тревожная кнопка, в общем.

А.Р.: Именно так.

А.М.: Но мы же сейчас говорим не только о насилии в семье, но и о насилии на улице. Телефон у женщины в сумке, что ей делать? Вряд ли в этот момент она полезет в сумку за телефоном, введёт пароль, зайдёт в приложение и вызовет помощь.

А.Р.: Изначально приложение разрабатывалось для тех, кто сталкивается с проблемой домашнего насилия, то есть ожидает акта агрессии. Мы задумались, что можно расширить опции после флешмоба "Я не боюсь сказать". Тогда стало понятно, насколько проблема глобальна. Идя домой по улице, вы можете опасаться за себя. Почти каждая женщина изо дня в день сталкивается с такими эмоциями. Конечно же, это не панацея, мы не пытались взять и за одну секунду разрешить проблему. Но я считаю, что, если я иду по какому-то тёмному участку улицы и мне страшно, телефон может быть уже у меня в руке. Нажать кнопку SOS намного проще, чем позвонить и сказать, что с тобой что-то происходит. Мы стараемся сделать то, что можно в данных условиях.

М.Ш.: Но вооружённая женщина будет смотреться более внушительно, чем та, что тыкает в телефон. А так — достала пистолет, выстрелила и нормально.

А.Р.:

Очень многие женщины сидят сейчас в тюрьмах по статье за умышленное убийстве, когда было превышение самообороны
Анна Ривина

М.Ш.: Я об этом не знал.

А.Р.: Да, это очень большая проблема.

М.Ш.: Допустим, женщина шла по улице, на неё набросился насильник, она достала пистолет, выстрелила, поразила цель и села. Так?

А.Р.: Я, конечно же, не могу это утверждать, потому что для этого должен быть судебный процесс, судебное решение. Но можно смело сказать, что недавно господин Цветков в Общественной палате сказал о том, что женщинам нужно аккуратнее себя вести.

А.М.: И думать, как защищаться.

А.Р.: Именно.

А.М.: А вы для себя выработали формулу, что допустимо и что недопустимо в вашей защите?

А.Р.: Вы меня поставили этим вопросом в тупик. Если что-то будет происходить со мной и мне будет по-животному страшно, я буду делать всё, что могу. Я даже не буду думать.

М.Ш.: Тут происходит всё на уровне инстинктов. Конечно, телефон, приложение — это, безусловно, хорошо, но в эти моменты ты в телефоне не видишь защиты, ты видишь защиту именно в оружии. Есть правило "вытащил — стреляй", значит нужно стрелять. Но это реально может защитить, а вот телефон... Был случай в Норвегии: девушку-пакистанку похитил брат, засунул в багажник, а телефон не отобрал. И она дозвонилась до полиции, они вывели её на психолога вместо того, чтобы включить биллинг. И в итоге они нашли девушку, когда её братик уже закапывал. Это реальный случай. Вот вам телефон. До полиции дозвонилась из багажника! А они её на психолога переключили.

А.М.: "Вы как маленькие дети. Красная кнопка не сработает в тот момент, когда это понадобится. Все маньяки будут знать об этом проекте и насиловать без разговоров", — пишет слушатель.

А.Р.: Есть абсолютно сухие цифры, которые знают все эксперты — 75% изнасилований происходит со стороны знакомых людей.

Как с домашним насилием борются за границей

А.М.: Предположим насилие в семье — муж издевается над женой и детьми...

А.Р.: Да можно просто взять пьяные вечеринки со знакомыми.

М.Ш.: Надо боксом заниматься. Сейчас, кстати, это модно.

А.Р.: Поразительно, что вместо того, чтобы говорить о том, что мужчина не должен нападать, опять ответственность перекладывается на женщин. А всё просто: человек просто не должен применять насилие.

А.М.: Так вот, предположим, что муж периодически издевается над женой, она уже ждёт от него актов агрессии. Как ей держать это приложение в секрете от мужа? Он же наверняка копается в её телефоне, видит, что у неё стоит приложение. Ей же ещё больше попадёт за это. Его можно как-то замаскировать?

А.Р.: Можно.

Компания Vodafone в Турции несколько лет назад разработала приложение, где как раз был акцент на том, чтобы мужчины не знали о нём
Анна Ривина

То есть информация была на бирках женского нижнего белья или каких-то вещах, связанных со стиркой и так далее. Туда точно турецкий мужчина не полезет.

М.Ш.: Ещё как полезет.

А.Р.: Ну, может быть, и полезет, но практика показала, что это была эффективная идея. Там ещё была такая история, что они вставляли информацию о приложении в beauty-блог. Например, идёт 15-минутный ролик о том, как стрелки рисовать, и на третьей минуте вылезает эта информация. Мы тоже придумали специальные уловки, но рассказывать о них не надо.

А.М.: Почему?

А.Р.: Тот, кто скачает приложение, наверное, сможет с ним разобраться?

М.Ш.: Вы на приложении зарабатываете?

А.Р.: Я на приложение трачу. Мне повезло — мы провели благотворительный аукцион, собрали необходимую сумму на IT-компании, которые нам ещё и скидку большую нам сделали для обеих платформ, за что им огромное спасибо. Сейчас приложение придётся как-то поддерживать, это будут и СМС, и специальные центры. И я думаю, что это будет обходиться мне в какое-то количество тысяч рублей в месяц, поэтому тут история не про заработок.

А.М.: Но для обычных пользователей это абсолютно бесплатно?

А.Р.: Да.

А.М.: Там будет какая-то реклама?

А.Р.: Нет.

А.М.: Мы сегодня обсуждали полезное с виду приложение, которое разработал российский МИД. Это такая помощь за границей, если ты попадаешь в неприятную ситуацию. Например, тебя арестовали или ты сломал ногу, а твоя страховка закончилась. Михаил сказал, что, скорее всего, они зарабатывают на рекламе, которая в этом приложении периодически выскакивает. А вы-то на чём зарабатывать будете?

А.Р.: Ни на чём. Я — юрист, специалист по информационному праву, я недавно защитила кандидатскую на эту тему, поэтому для меня это некоммерческий проект. Я верю в то, что люди не должны относиться друг к другу так, как сегодня.

А.М.: Это приятно и заслуживает похвалы.

А.Р.: Спасибо.

А.М.: Может, расскажете всё-таки об уловках?

А.Р.:

Можно одним пальцем смахнуть приложение в сторону, экран становится чёрным, а приложение всё равно автоматически отправляет сообщение
Анна Ривина

Помимо того, у нас придумана история, немного трудноватая, но думаю, с ней можно справиться. Если набрать пароль в обратном порядке, тоже уходит сообщение о тревоге. Например, мужчина заставляет заблокировать приложение, он держит телефон в руке и уверен, что сообщение никуда не ушло. А оно ушло.

А.М.: Вот это да!

М.Ш.: Позавчера я смотрел сюжет, посвящённый жуткой истории об австрийском маньяке Йозефе Фритцле. Помните, Наташу Кампуш, которой удалось от него сбежать, после чего он сразу бросился под поезд? Так вот, она купила дом, в котором он её держал все эти восемь лет.

А.М.: Кошмар какой. Слушатель интересуется: "У меня простенький кнопочный телефон, там встроена функция SOS, не надо запускать никаких приложений, маскировать и так далее". Чем ваше приложение существенно лучше?

А.Р.: Я полагаю, что, если слушателю хватает этого функционала, это хорошо.

А.М.: А куда этот сигнал уходит? В МЧС?

А.Р.: Я не могу ответить на этот вопрос. У нас всё сделано таким образом, что именно из формата приложения приходит СМС-сообщение на телефон, неважно какой. Но отправляется именно со смартфона.

Мужчины или женщины чаще становятся тиранами дома

А.М.: В вашем приложении сигнал уходит доверителям: маме, мужу, подруге и так далее. А правоохранительные органы? Туда побегут уже мама, муж или подруга?

А.Р.: Иногда у нас можно позвонить в "112" и ждать минут 40, когда вас соединят. Поэтому сейчас мы хотим взаимодействовать с одним ЧОПом. Конечно, никто никого избивать не будет, но когда в квартиру войдут два мужчины, которые знают, как себя вести и разговаривать, я уверена, что "домашний боксёр" немножко умерит свой пыл.

А.М.: Слушатель пишет: "Вчера в соседскую квартиру приезжала полиция — жена избивает мужа. Почему мы всегда говорим о том, что женщины страдают?". Как много в процентном соотношении женщин, которые мучают своих мужей?

А.Р.: Если переходить к статистикам ВОЗ или ООН, то соотношение примерно 85% на 15%. Я не говорила о том, что женщины никогда не издеваются над мужчинами, просто есть очевидный перекос.

А.М.: Приложение уже запустилось?

А.Р.: Да, оно работает с понедельника.

А.М.: За эти три дня сколько человек его скачало?

А.Р.: Не могу сказать. Мне очень любопытно, но должно пройти какое-то количество дней, и только после этого смогут сказать. Пока просто нет цифр. Нужно больше времени для того, чтобы отследить тенденцию. Я всё время держу руку на пульсе и жду, когда мне пришлют информацию.

А.М.: Но они вам дадут тенденцию не только по скачиваниям, но и по половой принадлежности?

А.Р.: Нет, у нас нет такого параметра. Я вообще считаю, что это приложение должно быть у каждого человека. Это просто вопрос безопасности.

Мы всё это придумывали именно в рамках домашнего насилия, но использовать его можно намного обширнее
Анна Ривина

М.Ш.: Если ты красную кнопку нажимаешь, например, в Европе, вызов идёт на универсальный телефон служб...

А.М.: Но ждать от них помощи можно долго.

А.Р.: Я не готова останавливаться на том, что мы имеем на сегодняшний день.

А.М.: Какие у вас ещё есть задумки?

А.Р.: Это моя боль и печаль. Я вообще изначально мечтала о том, чтобы у нас был первый в российском Интернете сайт, на котором была бы предоставлена вся информация: правовая, психологическая, для тех, кто сталкивается с насилием, и так далее. Мы второй год подряд просим президентский грант Общественной палаты, но нам его не дают. Проблему не признают, находят более важные дела. Это очень обидно. Сейчас очень хочется придумать какой-нибудь краудфандинг, вовлечь каких-то людей. Если не получится, значит сама буду делать этот сайт. Надеюсь, что найду каких-то добрых людей.

М.Ш.: Анна, вы замужем?

А.Р.: Нет.

М.Ш.: Я просто хотел узнать, как вторая половина относится к вашей деятельности.

А.Р.: С уважением. Моя прошлая половина относилась иначе.

А.М.: То есть не все это оценивают. Странно. А слушатели пишут много хороших слов. Трудно представить, что кто-то может сказать: "Зачем ты этим занимаешься?".

М.Ш.: Бывают и эгоисты, которые могут сказать: "Занимайся лучше мной".

А.М.: "Разрабатывают приложение, чтобы спасать женщин от домашнего насилия? А почему женщины терпят это насилие? Почему скачивают приложение?". Иногда кажется, что всё так просто: пойди в полицию, напиши заявление, собери вещи, уезжай к маме, разведись и живи спокойно. Как будто всё так легко, да?

А.Р.: Я часами могу об этом говорить. И мы пытаемся об этом говорить на всех площадках.

Это комплексная проблема: эмоциональная зависимость, материальная зависимость, женщины пишут заявления, потом забирают их
Анна Ривина

А.М.: А дети могут скачать это приложение?

А.Р.: У нас ограничений нет.

А.М.: Это всё к тому закону, когда родители шлёпнули ребёнка по попе и на два года сели в тюрьму.

А.Р.: Не надо шлёпать детей по попе.

А.М.: Получается, что ребёнок может таким образом подставить родителей.

А.Р.: Никто никого не может подставить, если кто-то кого-то шлёпает по попе. Не надо этого делать.

М.Ш.: Спасибо! В гостях у нас была Анна Ривина, основатель проекта "Насилию.нет".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров